На главную О компании Наши услуги Контакты








«ИНТЕРМИССИЯ* СТЕН

' Стены — самая заметная и, пожалуй, самая важная часть интерьера помещения. При входе в комнату в глаза бросаются, прежде всего, цвет, род и фактура материала поверхности стен, что в совокупности во многом определяет психофизиологическую атмосферу> царящую в ней. Не случайно, что при оформлении интерьера жилища главное внимание уделяется стенам. Как бы по-разному не подходили мы к отделке стен, какими бы соображениями при этом не руководствовались, все мы хотим видеть стены нашего жилища красивыми, уютными ж надежными.
Потребность человека в декоративном оформлении внутреннего пространства помещений реалн-зовывалась на практике начиная с древнейших времен: настенные рисунки в пещерах, росписи египетских гробниц, рельефы на стенах и колоннах храмов, росписи в античных жилых домах, роспясж и мозаика христианских храмов, рельефы и скульптуры романских и готических церквей и тому подобное,
Миссия стен внутри жилища, не совсем обычно обозначенная в наименовании данной главы придуманным словом «интермиссия», состоит в том, чтобы создавать пространство, в котором человеку приятно находиться. В главе «В обойме пространства» многое уже сказано об оптических свойствах стен, способных сужать и расширять пространство, заключенное между ними, влиять на его освещение и придавать ему определенный характер. Речь шла о стенах как об абстрактном понятии, главную роль в котором играют их форма и размеры. Теперь же пришло время поговорить о том, что придает стенам конкретный характер, — об их отделке. 246
• Возьмите на заметку.
«Пляши всегда от стен» — вот правило, которым мы должны руководствоваться, благоустраивая свое жилище.
Продумывая характер отделки стен, надо исходить из последовательности — материал — цвет — рисунок, т. е. сначала выбрать материал отделки, затем определиться с его цветом и рисунком. Номенклатура материалов, предлагаемых промышленностью для отделки стен, достаточно широка, и самые распространенные из них уже были упомянуты в главе «Домашнее» материаловедение». Важно правильно определиться с материалом, чтобы он соответствовал тому имиджу, который вы хотите придать  помещению.
Логическая цепочка выбора должна начинаться с функционального назначения помещения — раз; его размеров (большое - маленькое) - два; его ориентировки по сторонам света (холодное — теплое) — три; характера условий освещенности (светлое — темное) — четыре. Как влияют род, структура и цвет материала покрытия стен на характер производимого помещением впечатления, мы с вами уже проходили. Но ко всем правилам примешиваются еще личный вкус и привычки, диктат традиций и моды, соображения практического, гигиенического и семей-но-бюджетного порядка. И без этого никак не обойтись, ибо это то, что определяет индивидуальный характер вашего интерьера. Решающим постулатом при выборе материала отделки стен может, конечно, послужить самый заурядный: «дешево и сердито». Что ж, и под его знаменем можно получить неплохие результаты, если все же увязывать его с теми многочисленными правилами и тонкостями, которые обусловливают оптимальные решения. Правила и рекомендации, изложенные в этой книге, — и это, воз-
можно, будет повторением — даны, само собой разумеется, безотносительно к личным вкусам, предпочтениям и возможностям.
Если следовать предложенной выше последовательности при выборе материала отделки стен, вы должны исходить из следующего.
*   Для жилых комнат надо по возможности выбирать натуральные, хорошо пропускающие воздух и обладающие низкой теплопроводностью («теплые») материалы. К ним относятся древесина, штукатурка, бумага и текстиль.
¦    Для небольших жилых помещений желательно применять материалы с гладкой и матовой поверхностью. К таковым относятся гладкие (не тисненые) обои, окрашенная клеевыми красками гладкая штукатурка и панеля из древесных материалов, окрашенные лаком или отделанные шпоном из лиственных пород с мало заметным рисунком годовых колец.
*    В темных комнатах обои должны быть светлыми, штукатурка окрашена светлыми красками, древесина отделочных изделий должна быть светлой.
¦    В небольших помещениях расцветка и структура отделочных материалов должна быть однотонной: рисунок обоев — сдержан и мелок, окраска штукатурки — пастельных тонов, текстура отделочной древесины — мелкая и неброская, характерная для некоторых древесных пород (см. раздел «Дерево в жилом интерьере» главы «Домашнее» материаловедение»).
Это основные положения, из которых желательно исходить при выборе отделочного материала для стен. В остальном же все зависит от того, какой характер выразительности вы хотите придать стенам, а через них — и всему помещению.
Если грубоватый - подойдут гладкие рейки из древесины. Текстура сучковатой древесины сосны или ели, например, очень подходит для стиля «деревенской хаты*. Стена, облицованная на треть ее высоты
от пола панелями из древесины, придаст комнате де-
ловой и официальный вид, что подойдет для кабинета и будет очень практично для детской. Можно как бы «вывернуть» стены наизнанку: отделать их кирпичной кладкой, и интерьер приобретет основательность и реализм натуры. Главное, не забывать при этом, что фактура дерева, камня или кирпича воспринимается на близком расстоянии слишком не по-домашнему и требует от помещения больших объемов.
Особую область применения представляют искусственные материалы, имитирующие фактуру и форму древесины или камня, а также те, с помощью которых имитируется внешний вид конструкции стены, на самом деле ей не присущий. Речь идет об обоях, плиточных и пленочных материалах, изображающих кирпичную или каменную кладку, реечные или дощатые покрытия стен, мраморные или керамические плитки и т. п.
Против этого способа придать стенам особую выразительность, присущую деревянной или каменной отделке, особых возражений нет, и им широко пользуются, так как он дешевле, а порой и практичнее, чем применение подлинников. Важно, чтобы они выглядели правдоподобно, а не выдавали с первого взгляда неумелую подделку. Впечатление от обычных дешевых обоев, имитирующих стену из натурального камня, никогда не даст должного результата, так как натуральный камень не может иметь такую гладкую поверхность, какую имеют они. То же самое можно сказать о рисованных подделках под структуру древесины: при первом взгляде на стену,'оклеенную обоями «под дерево», испытываешь разочарование неправдоподобия.
> Правило.
Избегайте дешевых и неумелых подделок под камень, кирпич или дерево — они придают стенам двусмысленность фальшивого материала.
Если уж вам так хочется изобразить стены мраморными или кирпичными, поищите отделочные материалы, которые не только с высокой степенью художественного правдоподобия изображают текстуру этих материалов, но и натурально передают ее фактурный рельеф. Существуют, например, обои на бумажной основе, пленочные и плиточные материалы, которые доподлинно, даже на ощупь, воспроизводят фактуру штукатурки, мрамора, кирпича. Они дороги, но не дороже натуральных.
Стены, одетые в древесину, камень, керамику или текстиль, очень выразительны и информативны. Если обои говорят только на языке рисунка, нанесенного на стену, т. е. выполняют главным образом чисто декоративные функции, то дерево или камень, керамика или пластик, металл или текстиль в качестве облицовки несут информацию о материале, из которого стены якобы сооружены, а следовательно, и об особых их свойствах. В этой информативности состоит основное преимущество и основной недостаток «конструктивной» облицовки; она придает стенам эффект натуральности и надежности, что нам подсознательно приятно, но этот эффект, в свою очередь, делает стены слишком заметными, а порой и назойливыми в сравнительно небольших пространствах жилища, что не очень уютно психологически.
Поэтому отделку стен натуральными материалами или их имитаторами желательно делать во вспомогательных, а не в жилых комнатах.
• Возьмите на заметку.
Чем меньше сборные элементы облицовки стен (дощечки, рейки, плитки и т. д.), тем неспокойнее выглядят стены, так как швы преломляют свет.
Это вызвано тем, что исходные единицы отделочных материалов образуют при стыковках швы, и чем
меньше эти элементы, тем гуще сетка стыковочных швов покрывает стену. Любая бесшовная поверхность смотрится ровнее и глаже, чем поверхность со швами - пусть даже с декоративно оформленными. Когда у одного дизайнера с мировым именем спросили, какая стена для него самая приятная, он ответил: «Ровная, гладкая и белая». У каждого человека может быть свое мнение на этот счет, но в мировой практике оформления жилища в последние десятилетия явно просматривается тенденция отделки стен жилых помещений штукатуркой с последующей окраской ее светлыми красками пастельных тонов или светлыми обоями с мелким ненавязчивым рисунком, не содержащим явно выраженных линий. Такие стены считаются нейтральными по эмоциональному воздействию на человека. А то, что современный человек, подвергаемый на каждом шагу психологическому прессингу, нуждается в окружении спокойных стен, вряд ли стоит оспаривать.
Тем не менее знаменитое «на вкус и цвет...» требует от нас продолжения разговора о возможностях, достоинствах и недостатках различных видов отделки стен. Стены, отделанные древесиной, цветными бумажными или текстильными обоями, теплее окрашенных поверх штукатурки стен, не говоря уже о стенах, облицованных каменными или пластиковыми материалами, и это оптическое (и не только оптическое) тепло может быть решающим фактором выбора такого рода отделки стен для человека, проживающего в умеренном и холодном климате. Кроме того, способ набора отделочных элементов или их рисунок влияет на визуальное восприятие размеров помещения. Разнообразия можно добиться с помощью отделки стен деревянными рейками или обоями с явно выраженным линейно-полосатым рисунком. Длинные
линии межреечных пазов (которые, кстати, могут
быть рельефно акцентированы) или четко просматриваемые полосы рисунка обоев могут сделать стены стройнее (рис. 42а) или приземистее (рис. 426), придать им зигзагообразную выпуклость (рис. 42в) или красноречивую нейтральность восприятия их размеров (рис. 42г).
Самые широкие возможности для варьирования форм и размеров деталей предоставляет обшивка стен древесиной, однако стены, отделанные деревом, имеют ярко выраженную специфику стилевой окраски, с которой нельзя не считаться при оформлении и создании других слагаемых интерьера (при оформлении пола и потолка, при меблировке и при внесении в интерьер элементов декора). Несколько примеров облицовки стен отделочными изделиями из древесины (или ее имитаторов) приведены на рис. 43.
Выбирая материал отделки стен, нельзя сбрасывать со счетов и фактор ее долговременности. Дорогая и трудоемкая отделка из натуральных материалов и их искусственных заменителей рассчитана, как правило, па долгие годы эксплуатации, что само по себе положительно, но, с другой стороны, фактор зрительного привыкания может привести к тому, что она может присмотреться, и возникнет настойчивое желание «сменить декорации», а сделать это будет не так просто, а иногда и невозможно по причинам технического порядка. Помимо этого, материалы могут просто постареть или быть повреждены в результате неосторожного обращения с ними или неправильного ухода. Отверстия в таких стенах приходиться сверлить раз и навсегда, так как незаметно заделать их почти невозможно. Меблировка должна быть соответствующая, и замена мебели может превратиться в непростую задачу. Не стоит также выбирать слишком заметный рисунок или необычный цвет капитальной отделки - красивые и броские узоры на плитках, слишком очевидная и насыщенная сучковатость и четкий рисунок древесины могут со временем приесться.
В этом аспекте обои и красочные покрытия имеют неоспоримое преимущество перед капитальными отделочными материалами, каковыми являются древесина, камень или жесткий пластик. Многим из вас знакомо приятное ощущение обновления интерьера после смены обоев или после перекраски стен. Впрочем, жажда к переменам присуща далеко не всем, и тем, кто их не приемлет, аргумент о привыкании покажется, возможно, неубедительным.
Для достижения неординарности и выразительности образа интерьера вполне приемлема отделка стен одного помещения различными обоями или 254
различными материалами. Так, стенные или про-емочные (дверные или оконные ниши) можно оклеить обоями, отличающимися цветом и рисунком от обоев, которыми оклеены стены, или окрасить в другой цвет, нежели тот, в который окрашены стены, или отделать другим материалом. Важно при этом соблюдать принцип гармонии как по цвету, так и по фактуре материала. Сочетаемость цвета и рисунка двух видов обоев надо проверять перед покупкой, сопоставив раскатанные на несколько метров рулоны.
К числу довольно популярных видов обоев относятся фотообои и обои-картины - современное индустриальное воплощение древнего жанра настенного изобразительного искусства. Идея украшения комнат настенными изображениями большого формата отнюдь не относится к прерогативам XX в. Еще в средние века в Западной Европе стены замков и дворцов украшались огромными гобеленами — полотняными коврами с вытканными на них жанровыми изображениями. Разрисовка стен картинами-пейзажами на всю площадь стены практиковалась и на средневековом Дальнем Востоке. В богатых домах Японии и Китая, например, картина-стена являлась порой единственным украшением комнаты. В наше время художественные краски и гобелены в домах среднего достатка заменили фотообои и комплекты обоев с нанесенными на них художественными изображениями, рассчитанными на определенный размер стены.
При правильном применении фотообои и обои-картины могут сообщить интерьеру помещения неожиданный и оригинальный образ. Фотопейзаж с уходящим вдаль горизонтом может, например, вызвать оптический эффект отсутствия стены и
нахождения жилища на лоне природы. Крупный
фотоэтюд, помещенный на стену между мебелью, может вызвать иллюзию окна с ландшафтным видом. Высокой степенью эмоционального воздействия обладают обои-картины.
Разумеется, что такого рода отделка стен эф-фект-на только в больших помещениях, так как иллюзия присутствия в пейзаже или какой-нибудь жанровой сцене достигается (как и в кино) при определенном удалении от стены-картины. В небольших же помещениях крупные детали изображений на фотообоях и обоях-картинах могут вызвать лишь эффект визуального приближения стены и действовать раздражающе на человека, вынужденного находиться близко от стены-картины. Более подходящим вариантом для небольших комнат может быть частичная оклейка стены, например, в стенных нишах, в простенках между дверным проемом и ближайшей к нему стеной, в мебельных нишах и т. п. Выбирая место для наклейки фотообоев, соблюдайте следующие правила.
*    Фотообои следует размещать на стене, находящейся напротив окна, и желательно — на торцовой.
*    Не размещайте фотообои рядом с окном — это не даст никакого эффекта как из-за условий освещения, так и из-за того, что окно, являясь ярким световым объектом, всегда будет мешать восприятию картины.
*    Группа мягкой мебели для сидения должна находиться напротив стены (или ее участка), оклеенной фотообоями, и на значительном (по возможности) удалении от нее.
Выбор рисунка обоев, композиционных схем, масштаба и колорита во многом обусловлен как размером помещений, так и назначением и существующей модой. Для небольших помещений целесообразно использовать пастельные обои и плен-25»
ки с мелким невыделяющимся рисунком, визуально увеличивающим пространство. В больших же комнатах лучше использовать крупнораппортные, яркие, контрастные обои, для низких помещений — полосчатые, а для высоких — с крупным орнаментом.
•  Возьмите на заметку.
Если в комнате много окон и дверей, подбор обоев связан с выбором рисунка, менее искажающегося разрывами, например, в полоску, клетку, крупный же орнамент в помещениях такого типа применять не следует.
При выборе материала лицевой отделки большое значение имеет характер поверхности предварительной отделки стен. Стены относительно небольших помещений типового жилища должны быть идеально ровными и гладкими, так как все неровности особенно резко бросаются в глаза на малых расстояниях.
•   Возьмите на заметку.
Всякого рода бугристостей, ямок, волн и прочих неровностей на поверхности оштукатуренной стены, подлежащей оклейке обоями или окраске, не должно быть, так как ни обои, ни окрасочный слой не смогут их скрыть, а наоборот— сделают их более заметными за счет игры света и оседания на них пыли.
Если строители вашего дома оказались недобросовестными и плохо выровняли поверхности стен, вам самим следует позаботиться о том, чтобы сделать их ровными и гладкими, прежде чем наносить на них краску или клеить обои. Если сделать это по каким-то причинам невозможно,
лучше отказаться от применения обоев или красочных покрытий, чтобы исключить риск безнадежно испортить интерьер помещения. Не стоит, например, применять такой способ отделки стен и перегородок, как обивка их черновой доской или фанерой, в расчете на последующую затем оклейку их обоями — обои выдадут все неровности, стыковые швы и огрехи своей подосновы. Обоями стены не выровняешь, и в подобных случаях надо использовать облицовочные доски или фанеру или подумать о возможности применения других жестких отделочных материалов — сухой штукатурки, пластиков и т. д.
***
Отделка стен преследует две неразрывно связанные между собой цели: а) придание их поверхностям нужных свойств; б) придание им приятного вида. Отделка, таким образом, является своего рода строительным декорированием. А раз так — может возникнуть вопрос, нуждаются ли отделанные стены в дополнительном декорировании в виде всевозможных настенных предметов декора: картин, ковров, панно и т. д.? Вопрос этот отнюдь не праздный, как может показаться. Недаром существует выражение «голые стены», содержащее негативный подтекст. В самом деле: даже красиво отделанные стены могут быть «голыми». Почему? Да потому, чтобы создавать атмосферу уюта, стены должны быть не только «одетыми», но и быть живыми, а для этого они должны говорить. Отделка - лишь междометие в искусстве интерьера, а необходимо еще слово, с помощью которого они обретут индивидуальность, являющуюся отражением индивидуальности хозяина 258
дома. Картины, графика, фотографии, рисунки, рукодельные изделия, детали охотничьих трофеев, коллекционные предметы, изделия художественной резьбы и лепки, декоративные тарелки, ковры — вот далеко не полный перечень «слов», с помощью которых можно оживить стены и заставить их говорить. Говорящие стены — это метафора, определяющая не столько характер деко-рированности стен, сколько характер и личность обитателя дома; они могут нести информацию о его жизни, быть памятным символом важных для него событий.
Картины и фотографии относятся к одному из самых распространенных и привлекательных способов «оживления» стен. В отличие от других предметов настенного художественного и информативного декора, в них наиболее четко может проявиться связь между формой и содержанием, гармоничное единство которых делает картину или фото произведением художественно-прикладного искусства. Если содержанием картины или фото является то, что они выражают, то формой их являются цвет, размеры, материал исполнения, рама. Все это должно гармонично сочетаться не только между собой, но и с характером отделки стен. Стены «под дерево», например, не очень склонны к картинам, написанным маслом на холсте и заключенным в багетные или гладкие деревянные рамы, - к ним лучше идут черно-белые фотографии или репродукции картин и гравюр в обрамлении металлических рам или паспарту. То же самое относится к стенам, отделанным пестрыми обоями. А стены, отделанные плиточными материалами, — вообще неподходящее место для картин. Идеальным фоном для картин любого рода является гладкая, окрашенная краской сдержанного светлого тона стена.
Картина должна сочетаться не только с фоном стены, но и с рамой, ее обрамляющей. Вопрос о том, какая рама к какой картине подходит, трудно вместить в прокрустово ложе искусствоведческого или общепринятого догмата. Более верным представляется путь, при котором исходным пунктом для выбора является принцип сочетаемости рамы не только с картиной, но и со стилем оформления комнаты.
Разумеется, что картины старых мастеров должны быть заключены в соответствующие тому времени рамы. Но прежде чем повесить такую картину на стену, подумайте, подходит ли она к обстановке вашей комнаты. Если комната оборудована мебелью и декором в стиле ретро — пожалуй, а если — в духе последних веяний инте-рьерной моды, то лучше остановить выбор на работах современных мастеров. Соответственно И рама современной картины должна быть легкой, неглубокой и без романтических багетных завитушек.
> Правило.
Не выбирайте раму отдельно от картины.
Если не удается подобрать раму сразу, повесьте на некоторое время картину без рамы.
Для современных акварелей, гравюр или репродукций рекомендуются остекленные легкие рамы из дерева или просто — стекло с обработанными краями и с прикрепляемым к нему посредством клемм держателем картины. Размер подобных рам не обязательно должен соответствовать размерам содержащихся в них изображений — напротив, интереснее, когда формат рамы больше формата картины. Пространство между внутренними краями рамы и картиной заполняется в этом случае плотной бума-
гой белого или другого цвета, подходящего под цветовую тональность картины или стены. Подложенная под картину меньшего размера эта бумага будет играть роль паспарту — светлого обрамляющего фона изображения. Для изображений других типов — фотографий, детских рисунков и т. д. подойдут рамы любых форм - овальные и круглые, прямоугольные и многоугольные и из любого материала — дерева, белого или желтого металла. Постеры (художественно оформленные календари) или плакаты вообще не нуждаются в рамах — они декоративны сами по себе.
Гармоничное сочетание картины с фоном стены и обстановкой комнаты — главная, но не единственная задача. Большое значение имеет еще правильное размещение картины на стене (или у стены). И хотя в этом, как и выборе рам, также нет строгих правил, некоторые рекомендации все же могут быть приняты за основу. Вот главные из них.
*    Не размещайте картины на тех местах стен, на которые падают прямые солнечные лучи, — от них бумага желтеет, а краски блекнут.
*    Картины не должны быть размещены выше уровня глаз стоящего человека; ниже уровня глаз картины можно размещать в пределах разумной высоты над уровнем  пола.
*    Не размещайте одну небольшую картину на большой стене — она будет выглядеть нелепо.
*    Несколько разноформатных картин на одной стене желательно группировать в одном месте (рис. 44, 45, 46).
*    Несколько картин, размещаемых в один ряд, должны иметь одну общую мысленную границу вверху или внизу (рис. 47).
*    Картины, размещенные на стенах в районе группы мягкой мебели, не должны висеть выше уровня глаз сидящего человека.
Картины могут группироваться не только друг с другом, но и с другими видами настенного декора — тарелками, художественной вышивкой по текстилю, пластичными формами из дерева, гипса, металла, папье-маше, соломки и т. П. Это вовсе не значит, однако, что подобные изделия не имеют права висеть на стене самостоятельно, но и в этом случае желательно избегать разбросанности их по стенам.
Если у вас в доме есть лестница, ведущая пз холла на верхний этаж (не винтовая), обязательно используйте участок стены над ней для размещения картин или других предметов настенного декора — это очень эффектно! В этом случае картины следует размещать ступеньками параллельно подъему лестницы (рис. 48).
Темные картины, находящиеся на простенках между окон, днем смотрятся слепо из-за света, падающего из окон; для размещения на простенках следует подбирать картины светлой тональности с яркими -и четкими красками.
Картины украшают стену не только в тех случаях, когда висят на ней, стоящие на пристенной мебели (на комодах, например), они могут с не меньшим успехом выполнять свои декоративные и иные функции. В этом случае также действенен принцип группировки — пусть это будет несколько фотографий или несколько небольших картин разных форматов.
Сколько картин должно быть размещено на стене, должны ли они быть на ней — зависит от размеров свободной площади стены и, разумеется, от желаний и вкусов жильцов. Еще один оформительский трюк — заполнение картинами мебельных ниш. В этом случае мебель выполняет роль своеобразной рамы-массива (рис. 50). Конечно, не стоит превращать комнату в картинную галерею, но не следует забывать о том, что картина — один из самых эффективных по эмоциональному и эстетическому воздействию способов декорирования стен.