На главную О компании Наши услуги Контакты








КАМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ

Важнейшими исходными строительными единицами испокон веку являются каменные материалы. Когда-то дома возводились только из природных каменных материалов, затем появились искусственные — кирпич, бетон и другие, в настоящее время почти полностью вытеснившие «из угла дома» природный камень.
Нас с вами присутствие камня в жилище интересует прежде всего с точки зрения эксплуатационных и эстетических свойств, оказывающих влияние на комфортность.
В современном жилище массового строительства каменные материалы представлены в подавляющем большинстве.
В большинстве случаев оболочки, или, иными словами, ограждения помещений состоят из искусственного камня — бетона, кирпича, гипсобетона и некоторых других творений рук человеческих. Природные и искусственные каменные материалы участвуют и в формировании интерьера жилища — главным образом, в качестве отделочных покрытий стен, полов, потолков, лестниц, мебели и в качестве исходного материала для посуды и предметов  декора.
Из природных каменных материалов, используемых в жилище, следует прежде всего упомянуть мра-
5 Ваша квартира                                                                                                                                     
мор, который в виде плит может применяться для отделки стен, подоконников, покрытия полов, изготовления декоративно-художественных изделий.
В зависимости от исходного образующего минерала, входящего в состав мраморной породы, различают доломитовые и кальцитовые мраморы. Доломитовый мрамор значительно тверже и прочнее кальцитового. Влагостойкость мрамора очень высока, в условном сравнении с ней его износостойкость и прочность имеет более скромные показатели (прочность мрамора на сжатие всего в 1,5—2 раза выше, чем у древесины).
• Возьмите на заметку.
Мрамор не устойчив к воздействию кислот и кис-лотосодержащих жидкостей, а также к механическому трению.
Мрамор - прочный, долговечный и красивый отделочный материал, но обладает рядом существенных недостатков - дороговизной и значительной теплоемкостью ( степенью поглощаемости тепла при нагревании). Как и все каменные материалы, мрамор — «холодный» материал (теплоемкость мрамора в три раза выше, чем древесины), поэтому рекомендуется применять его для отделки комнат санитарно-бытового назначения - в первую очередь, ванных и туалетных.
Самое притягательное свойство мрамора — цвет и текстура. Цветовая гамма мраморных пород довольно обширна, и хотя самым распространенным считается белый мрамор, — кремовые, серые, желтовато-розовые, светло-коричневые и даже ярко-красные и темно-красные цвета с различными вкраплениями других цветов достойно представлены в цветовой палитре этого ценного строительного материала. 130
Стены, отделанные мрамором, выглядят очень торжественно, но холодно и назойливо. Самая «легкая» мраморная отделка для стен получается из белого и близких к белому цветов мрамора. Зато в качестве покрытия полов мрамор ведет себя более естественно и сдержанно — здесь органичны любые его цветовые капризы, вплоть до черного.
Мрамор — один из самых «прозрачных» строительных материалов. Он очень любит дневной рассеянный свет, буквально оживает при нем, а при электрическом тускнеет и «сникает». Он очень «эгоистичен» в интерьере помещения, любит внимание и неохотно сочетается с деревом, металлом, текстилем. Ковер на мраморном полу выглядит пришельцем из космоса, деревянный стол — неудачным памятником дереву, металлическая тарелка светильника - случайной вещью. Настольные скульптуры и «безделицы» из мрамора более уместны на кирпичном «постаменте» камина, чем на дереве естественного цвета. Правда, в сочетании с мебелью черного цвета и со стеклом мрамор смотрится весьма неплохо.
Но мрамор, как и всякий камень, слишком холоден для жилья и уместен лишь в больших помещениях, а мраморные статуэтки и бюсты желательно размещать на отдельных подставках из темного материала или в отдельной мебельной нише.
Искусственные каменные материалы и изделия, соседствующие с нами в жилище, можно классифицировать на керамические и материалы и изделия на основе минеральных вяжущих веществ.
Керамическими называют материалы и изделия, получаемые спеканием при высоких температурах природных глин и их смесей с минеральными добавками. Строительная, декоративно-художественная и бытовая керамика — это материалы и изделия, получаемые из глиняных масс путем формования,

сушки и обжига. К строительным керамическим изделиям относятся различные виды кирпичей и керамических камней, облицовочные и изразцовые плитки, канализационные трубы и пр. Декоративно-художественная керамика сопутствует жизни человека десятки тысячелетий. С керамической посудой мы имеем дело ежедневно.
Любознательным на заметку.
Керамика {термин от греческого слова keramos — глина) — один из первых искусственных материалов, применявшихся для обустройства и оформления интерьера жилища с древних времен. Первые глиняные изделия — фигурки людей, животных — известны еще в эпоху палеолита (более 10 тыс. лет назад). Около V тысячелетия до нашей эры люди начали применять обжиг глиняных изделий с целью придания им водостойкости и прочности. Так появились сосуды для варки и хранения пищи. В эпоху неолита (Ш—П тысячелетие до нашей эры) на керамические изделия стали наносить роспись красками. Кирпич как строительный материал (сначала сырцовый — из необожженной глины, затем обожженный) впервые был использован в Древнем Египте и Вавилонии. Там же около XV в. до н. э. начали применять цветную глазурь (стекловидное вещество) для посуды. Производство глазурованной строительной керамики и кирпичных плиток для мощения издавна развивалось у народов Востока. Глазурованные фасадные кирпичи и изразцы применяли в Древнем Иране и Египте. В Древней Греции и Древнем Риме изготавливали черепицу, водопроводные керамические трубы, керамические архитектурные детали. В Древнем Риме было широко развито производство кирпича для кладки арочных и сводчатых конструкций зданий.
Белую глину (каолин) применяли для изготовления посуды в Древнем Китае еще во П—I в. до н. э.
Позднее, в I в. до н. э. каолин начал использоваться в качестве сырья для производства фарфоровидяых изделий.
Основными видами строительной керамики, применявшейся на Руси, были кирпич, черепица, облицовочные плитки и трубы различного назначения. С середины XVIII в. в России строятся фарфоровые заводы; в это же время начинается распространение рельефных изразцов.
По способу производства и особенностям сырьевых материалов керамику подразделяют на терракоту, майолику, фаянс, фарфор и каменную массу.
Терракота (от итальянского terra — земля, cotta — обожженная) — неглазурованная однотонная естественно окрашенная керамика с характерным цветным (от светло-кремового до красно-коричневого и почти черного) пористым черепком. Изделия из терракоты имеют утилитарное и художественное применение в виде скульптур, изразцов, облицовочных плиток, ваз, архитектурных деталей и пр.
Майолика — керамика из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытая глазурью, — самая древняя после терракоты. Область применения — та же, что и терракоты.
Фаянс - твердый мелкопористый керамический материал, обычно белого цвета, покрытый тонким слоем глазури. Фаянс применяют в производстве посуды, облицовочных плиток, санитарно-техничес-ких изделий.
Фарфор - самый ценный керамический материал. Он производится из смеси глины, каолина, кварца и полевого шпата путем обжига при высокой температуре. Фарфор водонепроницаем и не нуждается в защитном водостойком покрытии. Применяется для производства посуды, декоративно-художественных и санитарно-технических изделий и в других областях производственно-технической деятельности человека.

Каменная, или строительная, керамика — это близкий к фарфору плотный материал, отличающийся от фарфора цветом (преимущественно серый или коричневый) и непрозрачностью. Строительная керамика охватывает номенклатуру изделий, применяемых для возведения стен зданий и промышленных устройств (стеновые камни и кирпичи), облицовки стен и устройства полов (плитки), покрытия крыш (черепицы), водоотводных устройств (дренажные трубы) и пр.
Для кладки стен жилых зданий применяются полнотелые и пустотелые кирпичи и пустотелые (только) камни. Пустотелые кирпичи улучшают тепло- и звукоизоляционные свойства стен за счет воздуха, остающегося в пустотах после укладки кирпича в стену. Количество, расположение и форма пустот весьма разнообразны. Кирпичи имеют размеры 250x120x65 мм или 250x120x88 мм (утолщенный). Размеры строительных камней более разнообразны и отличаются от размеров кирпичей в большую сторону, в основном по высоте и ширине. Для укладки с внешней стороны стен выпускаются облицовочные кирпичи, две грани которых — одна торцовая и одна боковая — покрыты глазурью.
Диапазон эксплуатационных и эстетических свойств керамики достаточно широк и основывается, главным образом, на степени пористости получаемого керамического материала, которая влияет на его плотность, прочность и влагопроницаемость.
Крупнопористая грубая керамика (строительная, крупнозернистая терракота), например, обладает способностью насыщаться водой в количестве от 5 до 15% от своего объема. Тонкая пористая керамика, покрытая глазурью (фаянс, майолика), и тонкая плотная (фарфор) практически непроницаемы для воды, неэлектропроводны, устойчивы к разрушающему действию кислот, щелочей, воды и перепадам 134
температур.   Самым  существенным недостатком керамических изделий является хрупкость.
• Возьмите на заметку.
*   Стены из кирпича или керамического камня способны поглощать и аккумулировать влагу и тепло, поэтому должны быть изолированы от контакта с влагой влагостойким покрытием.
*   Кирпичные стены «дышат» хуже, чем деревянные, но лучше, чем бетонные, более теплопроводны, чем деревянные, но менее звукопроводны.
Керамика прекрасно вписывается в интерьер жилого" помещения. По психофизиологическому воздействию на человека она, пожалуй, может сравниться с деревом. Разве что сквозящее в ней ощущение хрупкости делает ее несколько отчужденной. Самая «теплая» по восприятию керамика — терракота. Терракота гармонично сочетается в интерьере с деревом, своеобразно продолжая его в своей застывшей каменной массе. Терракота несколько грубовата, но за счет глубокой матовости материала и сдержанности естественных красок мягко «ложится» во взгляд. От нее исходят флюиды таинственной древности. Ее, как и дерево, хочется потрогать рукой.
Фаянс и майолика более декоративны и нарядны, чем терракота. Формы изделий из фаянса и майолики, по сравнению с формами изделий из терракоты, более утонченны и не столь визуально массивны. В качестве декора фаянс и майолика почти сроднились с образом крупных напольных и настольных ваз, играющих порой одну из первых скрипок в декоративном убранстве интерьера. Эти два вида керамики лучше сочетаются с гладкой структурой оштукатуренных и окрашенных матовыми красками светлых стен и мраморным полом, нежели с простой и спокойной фактурой дерева. Впрочем, нельзя
сказать, что они чужды ему.

Фарфор — аристократ среди керамики, и как всякий аристократ выглядит холодно и отчужденно. Утонченность и изысканность фарфора наиболее тонко проявляются в нестатических, извивающихся и изгибающихся формах малой скульптуры, в складках и выпуклостях чашек, в резких чередованиях округлостей и угловатостей ваз. Фарфор - светолюбивый материал и не терпит темных мебельных закоулков. Прекрасно гармонирует со стеклом, приглушая его блеск, хорош в сочетании с металлами любого цвета и с темным, особенно черным, деревом.
• Возьмите на заметку.
Впечатление от эстетики керамических декоративных изделий ослабевает при большом скоплении ее в одном помещении.
Керамические глазурованные плитки используются в жилище для отделки стен и покрытий полов в декоративных и защитных целях. По виду керамики они бывают фаянсовые и майоликовые.
Фаянсовые плитки изготавливаются из огнеупорных глин с добавлением кварцевого песка. Лицевая сторона плиток покрывается прозрачной или глухой глазурью, а тыльная имеет рифленую поверхность для лучшего сцепления с вяжущими или клеевыми веществами при креплении плиток. В последние десятилетия нашего времени в промышленное производство фаянсовых плиток широко внедрены различные методы цветной печати, позволяющие выпускать плитки с многоцветным рисунком. Формы выпускаемых индустриальным способом фаянсовых плиток разнообразны: квадратные (150x150 мм - для стен и 200x200; 23x23; 48x48 мм — для пола), прямоугольные, фасонные (угловые, карнизные, плинтусные) и фигурные. Толщина плиток для облицовки стен -до 6 мм, для покрытий полов — не менее 8 мм. 136
Фаянсовые плитки предназначены в основном для облицовки стен и устройства полов в помещениях с повышенной влажностью (душевые, ванные, туалеты, кухни, хозяйственно-бытовые помещения, помещения для хранения продуктов). Они устойчивы к агрессивным воздействиям химикалий, водонепроницаемы, хорошо моются, придают стенам и полу ощущение чистоты и свежести. В жилых комнатах керамические плитки создают ощущение холода и дискомфорта и могут быть использованы только в качестве декоративных вставок при отделке стен, а также при отделке каминов, печей, оконных ниш и подоконников (майоликовые плитки).
Плитки для покрытия полов выгодно отличаются от покрытий из других материалов (в том числе и мрамора) высокой износостойкостью, долговечностью, инертностью к действиям химических веществ.
Плитки для полов выпускаются двух видов: штучные и мозаичные. По характеру фактуры лицевой поверхности плитки бывают гладкие, шероховатые и рельефные (тисненые). Шероховатые и тисненые плитки предназначены для покрытия полов, постоянно подвергаемых увлажнению, с целью уменьшения смазывающего эффекта воды.
К существенным недостаткам керамических плиток, ограничивающих сферу их применения, относятся высокое теплопоглощение (из-за большой теплопроводности плотной керамики, к которой они относятся), низкое сопротивление ударным нагрузкам, низкие звукоизоляционные свойства.
• Возьмите на заметку.
*    Керамические плитки интенсивно конденсируют на своей поверхности водяной пар, и поэтому помещения, отделанные ими, должны иметь хорошую вытяжную вентиляцию.
*    В интерьере помещения керамические глазурованные плитки плохо сочетаются с деревом и отлично — с пластиками.
137
*    Печатные рисунки на половых плитках со временем стираются, плитки, окрашенные в своей массе, не теряют цвета в течение всего срока службы.
*    Плитки для пола, покрытые глазурью, имеют низкую фрикционность (сцепляемость с поверхностями других предметов); т. е. они скользкие, и их скользкость усиливается при увлажнении пола.
*    Не рекомендуется укладка керамических плиток в качестве покрытия пола лоджий — при сырой и морозной погоде они конденсируют на своей поверхности влагу, которая быстро замерзает, и плитки становятся опасно скользкими.
Кирпичная кладка стен обычно скрыто присутствует в жилище, так как в большинстве случаев «спрятана» под «одеждой» отделки из штукатурки или из древесины. Тем не менее обнаженная кладка из кирпича охристых, коричневатых и красноватых оттенков может придавать интерьеру грубоватый и динамичный колорит «живой»- стены, но при условии тщательной отделки кирпичей прозрачной или непрозрачной глазуровкой или плотной лакировкой и тонкой расшивке и окраске укладочных цементо-бетонных швов. Из соображений эстетики интерьера не стоит обнажать кирпичную кладку всех четырех стен (или более) помещения — это слишком тяжело для него. Предпочтительно обнажить (или сделать, если стены возведены из другого материала) кирпичную кладку только одной (у одной) стены. Такой кирпичный экран выгодно нарушит однотонную текстуру деревянных или оштукатуренных стен (со стенами, оклеенными традиционными бумажными обоями с рисунком, кирпичная кладка сочетается плохо!).
Тот же концептуальный принцип текстурного контраста и природной сочетаемости материалов относится и к обнаженной кирпичной кладке каминов и печей: стена, на которой они «сидят», дол-

жна быть оштукатурена или отделана деревом, на худой конец — плотными однотонными обоями, имитирующими  цветную  штукатурку.
• Возьмите на заметку.
*    Натуральная кирпичная кладка (равно как и ее имитация) утяжеляет стены и сообщает интерьеру грубоватость и энергию.
*    На кирпичной стене теряется выразительность картин, но подчеркивается тепло и текстура дерева, свежесть зелени цветов, с ней удачно гармонируют керамические вазы и цветочные горшки.
Самая распространенная разновидность искусственных каменных материалов, окружающих нас в жилище, известна под общим названием бетоны или, как их называют профессионалы, «материалы на основе минеральных вяжущих веществ». Эти материалы порядком примелькались, но не сказать о них ни слова означало бы игнорирование их непременного наличия в подавляющем большинстве жилых домов. Присутствие бетона в натуральном виде в нормальном интерьере жилого дома крайне нежелательно — он раздражает своей унылой серостью и «неотесанностью», да этого, к счастью, почти не случается. Нас он интересует постольку, поскольку большинство жилых домов возведено с его живейшим участием, и хотя он спрятан от нас всевозможными отделочными ухищрениями, на эргономику жилища влияние оказывает немаловажное.
Из всего многообразия «вяжущих» в жилище нас могут окружать цементобетон, железобетон, шлакобетон, силикатный бетон, гипсобетон и Др.
Бетон представляет собой искусственный каменный материал, получаемый в результате затвердения смеси минерального вяжущего вещества (цемента,  извести,   гипса и др.),   воды  и твердых

заполнителей (щебня, галъки, песка и др.). Бетоны на основе цемента (цементобетон) являются основным материалом для жилищного строительства, применяемым в виде панелей и блоков для возведения наружных и внутренних несущих стен зданий (иногда такие стены называют капитальными). Особо прочную разновидность цементобетона представляет железобетон, для изготовления которого применяется в качестве укрепляющего компонента каркас из металлических прутьев (арматуры). Железобетонные конструкции используются для возведения несущих стен, колонн, балок и межэтажных перекрытий многоэтажных зданий.
Физико-механические свойства бетонов очень разнообразны и зависят от способов их изготовления и материала заполнителей. Коротко и просто качественную характеристику бетону можно дать в таком виде: чем плотнее бетон и чем мел-козернистее его структура, тем он прочнее, менее водопроницаем, но более звуко- и теплопроница-ем. Более ясно «способности» основных видов цементобетона (железобетона), применяемых для' массового строительства, можно познать в сравнении с деревом и кирпичом: цементобетон (железобетон) а) прочнее; б) менее влагопроницаемый; в) более влагостойкий; г) более теплопроводный (если он - не специальный теплоизоляционный).
Толщина бетонных и железобетонных наружных стен в жилых домах зависит от вида и структурного состава бетона и колеблется от 22 до 30 см. С внутренней, «жилой» стороны бетонные стены покрываются тонким выравнивающим слоем штукатурки.
Гипсовые и гипсобетонные материалы используются в жилищном строительстве, по преимуществу, при устройстве межкомнатных перегородок. В гипсобетон, кроме гипса, входят заполнители — песок, пемза, туф, металлургические и топливные 140
шлаки, органические наполнители (древесные опилки, бумажная макулатура и пр.). Гипсовые материалы неводостойки, отличаются хрупкостью. Для устройства перегородок наибольшее применение нашли гипсобетонные панели и гипсовые плиты толщиной 8—10 см.
К еще одной разновидности искусственных каменных материалов, используемых в жилище, относится штукатурка. Штукатурка ( от итальянского stuccatura; stucco — гипс, известь, раствор, замазка) — относится к отделочным материалам.
В массовом жилищном строительстве штукатурка применяется для выравнивания неровностей стен и потолков и для подготовки к их дальнейшей отделке - окраске, оклейке, облицовке. Она изготавливается из смеси с водой необожженных известковых, известково-гипсовых, цементно-известковых и гипсовых составляющих. Толщина штукатурного слоя зависит от материала и положения стен (наружные или внутренние) и обычно не превышает 5—10 мм для бетонных наружных стен, 20—30 — для наружных кирпичных и 35—40 мм — для деревянных.
Назначение штукатурки не ограничивается только ролью служить промежуточным слоем между поверхностью стены и облицовочным материалом — она является важным механизмом регулирования тепловлагостного обмена между стенами (здесь в понятие «стены» входит и потолок) и воздухом помещения, т. е. ее назначение «дышать», как мы часто выражаемся. «Дыхание» штукатурки заключается в том, что она способна впитывать, аккумулировать и возвращать влагу, а не конденсировать ее на своей поверхности, что свойственно плотным бетонам и плотным или глазурованным керамическим материалам, а также природным каменным материалам. Обладая низкой теплопровод-
ностью, штукатурка выступает в качестве дополнительного теплоизоляционного щита, уменьшающего поглощение тепла стенами.
• Возьмите на заметку,
*    При сильном и частом увлажнении штукатурка может разрушаться.
*   Извесгково-песчаная штукатурка, обычно применяемая для покрытия кирпичных стен, сильно набухает при увлажнении и может разрывать наклеенные на нее обои.
Существуют (и довольно давно) облицовочные виды штукатурок, используемые как для наружной, так и для внутренней отделки стен, а также для отделки полов, лестничных ступеней и пр. Такие штукатурки называются декоративно-отделочными.
Различают несколько видов декоративно-отделочных штукатурок: искусственный мрамор, сграффито, террацо, терразит и др. Искусственный мрамор изготавливается из обожженного и измельченного гипса с квасцами и клеем; иногда— с добавлением мраморной пудры. Нанесенный на отделываемую поверхность раствор после затвердения подвергается шлифовке и полировке до зеркального блеска.
Облицовочные штукатурки, имитирующие естественный камень, изготавливают и из цветных полимерно-минеральных смесей. По своим физическим свойствам «каменные» штукатурки приближаются к бетонам и менее приемлемы для здорового климата жилища. Зато эксплуатационные и эстетические свойства штукатурок-имитаторов - на высоте. Будучи теплее природного мрамора, искусственный мрамор, при должных качестве и обработке раствора, не уступает ему по красоте текстуры и цветовых переливов. Искусственный мрамор может быть неплохой альтернативой керамической плитке в качестве облицовки стен на кухне.

• Возьмите на заметку.
Искусственный мрамор хорошо «играет» в больших комнатах в сочетании с полимерными покрытиями полов.
Сграффито — разновидность декоративной штукатурки с рельефным многоцветным орнаментом, получаемым путем последовательного нанесения на поверхность стены двух или более тонких слоев цветной известково-цементной растворной смеси и вырезания рисунка специальными инструментами на еще не затвердевших слоях до обнажения необходимого цвета.
Один из приемов долговечной декоративной отделки стен, устройства покрытий полов и ступеней лестниц — террацо-мозаичная отделка на основе обычного или цветного цемента, а в качестве заполнителя — крошки декоративных горных пород.
В покрытиях полов и ступеней затвердевший раствор шлифуется и полируется. Террацо практична для покрытий полов ванных и туалетных комнат, полов и ограждающих панелей лоджий и террас, полов, стен и лестниц подвальных помещений. Стены, отделанные террацо, выглядят слишком монументально и грубо, поэтому в жилых помещениях она обычно не  применяются.
Другая разновидность цветной штукатурки стен, имитирующая естественный камень, — терразит^ растворная смесь для которого приготавливается на известково-цементном порошке с добавлением тонкомолотого мрамора, минеральных красителей и слюды в виде мелких чешуек. В жилых домах терразит уместен для отделки стен коридоров, прихожих и вестибюлей, рабочих подвальных помещений, террас и лоджий.