На главную О компании Наши услуги Контакты








Картины, несущие свет

Летом, зачастую, теплые солнечные лучи становятся палящими, и нам приходится опускать жалюзи или задергивать штору. Однако даже в жару закрываться от солнца необязательно, если украсить окна прозрачными картинами - витражами. В современном варианте это древнее изобретение человечества приобрело новые декоративные возможности и позволяет наполнить ваш дом таинственной игрой света и переливами красок.

Превращение стекла в драгоценность

Первые полноценные наборные витражи появились в домах князей Василия и Алексея Голицыных, в палатах боярина Кирилла Нарышкина и некоторых других именитых людей

Латинское слово vitrum переводится как "оконное стекло", от него витраж и получил свое название. Только это не простое стекло и даже не всегда оконное, так раньше называли просвечивающие картины, собранные из кусочков разноцветного стекла в свинцовом переплете. Настоящий классический витраж и сегодня представляет собой такую картину. Правда, благодаря техническому прогрессу у него появилось множество братьев, по смыслу или внешнему виду с ним схожих, их тоже стали называть витражами. Но об этом позже. А сейчас несколько слов о том, кто же придумал это чудо. Историки подозревают египтян и римлян. Простейшие витражи существовали в Древнем Египте со второго тысячелетия до нашей эры, а в Древнем Риме появились на век позже. Тогда окна заполняли кусочками селенита (прозрачная разновидность кристаллического гипса) и алебастром. Тремя веками позже римляне научились делать стекло, у них получалось отливать небольшие кусочки, из которых выкладывали окна. Тогда витраж был скорее практическим, чем эстетическим решением.

Подобие современного цветного витража появилось гораздо позже, первые сведения о процессе его создания датируются XII в. До нас они дошли в описании германского монаха Феофила.

Художественная история витража действительно началась с готических храмов. Готические витражи представляли собой ряды повторяющихся во всю высоту окна небольших медальонов с изображениями библейских сюжетов. Они наставляли верующих на путь истинный и несли им свет. Некоторые из тех витражей до сих пор украшают соборы Европы. Неудивительно, ведь настоящий витраж - вещь добротная и долговечная, сегодня украсив свой дом витражами, можно сделать подарок правнукам.

Красотой ли своей или возможностью визуального послания потомкам, но витраж в свое время привлек и людей светских. В средневековой Европе ими украшали резиденции и особняки богатых наместников. В России цветное остекление домов появилось несколькими веками позже. Сначала окна украшали заморскими витражами, а потом и отечественного производства. Естественно, это была привилегия избранных. Расписные стекла встречались в окнах домов русской знати. Например, в Коломенском дворце и "Крестовой палатке" патриарха Филарета. Первые полноценные наборные витражи появились в домах князей Василия и Алексея Голицыных, в палатах боярина Кирилла Нарышкина и некоторых других именитых людей.

Сегодня витраж не такая редкость, как в те далекие времена, но все же удовольствие не из дешевых. Сборка квадратного метра классического витража будет стоить не меньше $700. Стоимость зависит от сложности эскиза, качества и класса стекла, сложности сборки и монтажа. Настоящий витраж - это всегда ручная авторская работа, он делается на заказ. Чем сложнее рисунок, тем более длительную и кропотливую работу необходимо будет произвести мастеру-сборщику, тем дороже он будет стоить, а если работать будет нужно непосредственно на фасаде здания, цена снова увеличится. Применение новых технологий удешевляет или, наоборот, прибавляет цену. Но обо всем по порядку.

Ювелирная работа

Изготовление классического витража требует времени и мастерства, но и служить он может не одну сотню лет

Современные технологии производства витражей можно условно разделить на те, которые создают витраж, и те, которые его имитируют. Разница в цене, качестве и декоративных свойствах. Причину выбора того или иного варианта стоит искать не только в своем кошельке. Много зависит от места пребывания витража и ваших планов на него.

Если вы задумали витраж на века, то это классический витраж, подобный тем, что в древних готических соборах и имениях русских князей. Ему самое место в глухой стене темной прихожей в роли ложного окна с искусственной подсветкой, здесь он оживит мрачную обстановку. Или в просторной гостиной в виде цветной перегородки. Пусть разделяет пространство и играет светом. Идеальный вариант - огромное окно в два этажа, классический витраж подходит для заполнения больших по объему пространств, так у него больше шансов жить долго. Изготовление его требует времени, но и служить он может не одну сотню лет. Кусочки цветного стекла вставляются в металлический профиль из свинца или латуни. Последний предпочтительнее, это более жесткий материал и поэтому после сборки витража не требуется его дополнительно укреплять.

Но у долгожителя есть недостатки - простор для творчества ограничен. Во-первых, сложно придать металлической протяжке геометрически строгую форму - это значит, невозможны длинные прямые отрезки или идеальные окружности. Во-вторых, те же естественные ограничения при работе с металлом и стеклом не позволяют создавать витражи, где много мелких элементов. В-третьих, классический витраж не любит лишних движений, его невозможно вставить, скажем, в часто открываемую дверь. Его металлическая конструкция может разрушиться от вибрации, не дождавшись не то чтобы правнуков, даже внуков. Но созданная им живая игра света заставит смириться со всем вышеперечисленным, включая цену. Однако и его цена не предел. Еще дороже стоят витражи в стиле Тиффани - от $1 тысячи. Такие деньги ценители красоты и качества платят за бесконечные возможности для творчества и ювелирную работу. Работа действительно тонкая, и неудивительно, ведь технологию в конце XIX в. изобрел представитель известного семейства ювелиров американец Луи Комфорт Тиффани. Он отказался от жесткого металлического каркаса и решил оборачивать кусочки стекла специальной медной фольгой. После чего раскладывал их на кальке в соответствии с эскизом, спаивал между собой оловом с обеих сторон и покрывал патокой. Такие витражи сейчас очень популярны. Их собирают из тонкого (3 мм) полупрозрачного стекла, разнообразного по фактуре и цвету (около 200 оттенков). В таких витражах можно использовать больше мелких деталей, а линии рисунка получаются тонкими и изящными. К тому же витраж легче и прочнее. Поэтому если вы задумали звездное небо над головой, то витражный потолок в стиле Тиффани - ваш вариант. Он же скрасит скучный пейзаж или укроет вас от посторонних взглядов, если вставить витраж в окно. Сейчас все уважающие себя фирмы, владеющие технологией Тиффани, готовы встроить витраж в любой стеклопакет. Будет меньше хлопот, если вы спланируете установку витража до того, как установлено окно, иначе его придется демонтировать.

Вариации на тему

Для самой динамичной части интерьера - двери - лучше выбрать витраж, сделанный по новейшей технологии с красивым названием фьюзинг. На русском это звучит не столь привлекательно, но довольно любопытно - спекание стекла. Кусочки цветного стекла накладываются на бесцветный лист и действительно запекаются в специальной печи при температуре 850 °С, образуя рисунок. По сути, это уже не витраж, а вариация на тему. Здесь не используют ни фольгу, ни металлический профиль. Получается прочная и оригинальная постмодернистская композиция, естественно, со своим "но". Размеры спечного витража напрямую зависят от размера печи. Маленьких витражей можно сделать сколько угодно, а вот чего-то грандиозного уже не получится. Но для этого у нас есть классическая техника, а такие витражи нашли свое место в корпусной и встроенной мебели, светильниках, при декорировании зеркал и кафельной плитки. Квадратный метр такого витража стоит не дороже классического.

Еще одна вариация на тему витража с киношным названием кастинг, известная у нас как муранское стекло. Витражи не собираются из отдельных элементов, а отливаются в рельефную металлическую форму. Застывшее цветное стекло покрывается слоем прозрачного стекла. Здесь другое "но" - рисунок ограничен той металлической формой, с помощью которой он был изготовлен. И, конечно, игра света уже не такая богатая, все же это нечто однородное. Ну а дальше уже не вариации на тему, а простые имитации витража. Обычно это продукт серийного производства, представляющий собой цельное стекло, покрытое краской или лаками. Можно встретить технику пленочного псевдовитража. Цветное стекло на нем заменяют цветные пленки. Либо специальные лавсановые пленки наклеиваются на листовое стекло.

Такие "витражи" недолговечны - служат около трех лет, под прямыми лучами солнца выгорают и разрушаются. На первый взгляд могут выглядеть очень добротно, стоят вполовину дешевле самого скромного классического витража. Хорошая альтернатива для тех, кто еще не решил, стоит ли тратить время и деньги на установку настоящего витража, но желает почувствовать, как это - жить с цветными окнами и дверями.

Для любителей водных процедур подойдет другая имитация витража - plastic lead, претендующая на звание принципиально новой техники его исполнения. На закаленное стекло наносится полимерный контур, его цвет может варьировать - от черного до золотистого и серебристого. Отдельные замкнутые части контура заливаются цветными полимерными лаками. Его преимущества перед другими имитациями: устойчив к ультрафиолету - то есть не выгорает, не боится влаги и перепадов температур, поэтому может украсить бассейны, ванные комнаты и даже аквариумы.

Осталось выбрать, какая из несущих свет картин вам нравится больше. Живая, постоянно меняющаяся картина - это классический витраж, выходящий на улицу. Тонкое и изящное произведение - это Тиффани. Простое и веселое цветное остекление - это любая имитация. А солнышко за окном уже ждет.