На главную О компании Наши услуги Контакты








Макет удачного офиса


Выбрать место, где аренда пониже; разбить помещение помельче, чтоб кабинетов хватило; и раскрасить все в любимый цвет генерального директора – по этому принципу сегодня создаются многие офисы. Не мудрено, что работается там вяло и грустно и дела в гору не идут. Ведь рабочее помещение должно соответствовать целям компании и быть удобным для его обитателей.

Подходящий размерчик
Еще до начала поиска подходящего помещения необходимо создать «макет» будущего офиса. Фактор, который в первую очередь учитывают компании, – это количество сотрудников. При этом дальновидные владельцы принимают в расчет возможное расширение штата. Чтобы забота о будущем не была очень накладна, используются различные схемы. Например, арендуется больший, чем требуется на сегодняшний день, офис, а лишние площади сдаются мелким фирмам. Бывают случаи, когда компании снимают или даже покупают офис «с запасом» и оформляют его в субаренду полностью. А на полученные средства подбирают себе площади по необходимым размерам.

Если же организация не отодвигает перспективы своего развития на долгий период, то, безусловно, лучше не перекраивать по нескольку раз пространство.

Формируя ту или иную зону, необходимо предусмотреть запас площади на «кадровый рост». «Лишней площади в офисе быть просто не может. Даже если отдельная комната пока не используется, в ней может временно разместиться шоу-рум с образцами продукции, дополнительная переговорная, место для отдыха сотрудников и т.д.», - говорит Михаил Ермаков, директор по качеству компании «Астарта престиж», ведущего производителя систем перегородок.

Второй фактор, который необходимо принимать во внимание, – это в какой степени будущий офис будет ориентирован на клиентов. Ведь сколько компаний, столько и методов работы. Одни принимают в день по 100 человек, и при этом для каждого заказчика необходим личный подход. У других встречи с партнерами проходят раз в месяц, а последние вообще предпочитают ездить к ним сами.

«В зависимости от подходов к работе с клиентами рассчитывается площадь представительских зон: есть ли необходимость делать большую приемную, какое количество переговорных будет достаточно. Компания, которая проводит семинары для своих клиентов, возможно, предусмотрит скромный актовый зал», - поясняет Михаил Ермаков.

Кроме того, на размеры офиса влияют и внутренние бизнес-процессы в компании. Например, в том случае, когда руководители подразделений проводят личные встречи, то им не обойтись без кабинета. И напротив, если в работе очень важны командный подход и наставничество, то лучше разместить сотрудников отдела в едином пространстве, что в свою очередь экономит площадь.

И последний, но порой очень важный фактор – это забота, которую готова проявить компания о своих работниках. Удобство складывается из мелочей, а они в свою очередь требуют внимательного подхода и лишних метров. Гардеробная, кухня или столовая, место для отдыха – это не лишние расходы, а дополнительные инвестиции. И от их объема зависит отдача, с которой будут трудиться сотрудники.

Правильный покрой
После того, как в соответствии с необходимой площадью было подобрано помещение, начинается его «раскройка». В самом простом случае все уже решено – офис разбит на кабинеты. Однако порой такой вариант становится наименее удачным: выделенной зоны для одной службы может быть не достаточно, другим слишком просторно. «В этом отношении проблемы возникают при аренде площадей в зданиях старой застройки, имеющих кабинетно-коридорную систему, - замечает эксперт компании «Астарта престиж», - ведь процедура перепланировки очень длительная и дорогостоящая. В современных бизнес-центрах помещения сдаются свободной планировки. Поэтому арендатор может разграничивать свой офис, например, используя системы перегородок. Данный вариант не требует каких-либо согласований, а при желании конструкции могут легко демонтироваться и позволяют менять планировку без проведения «грязных» строительных работ».

Как правило, фронтальная зона отводится под представительские функции и в зависимости от рода деятельности компании может ограничиваться только стойкой ресепшен или занимать почти всю площадь офиса. Переговорные комнаты должны размещаться чуть в стороне для того, чтобы проще было создать спокойную обстановку, располагающую к беседе.

Однако планировка – это, как оказывается, не сугубо рациональный вопрос. «От размещения кабинетов и зон в офисе зависит работа компании, - рассказывает Ирина Анфиногенова, специалист компании «Студия Фэн-Шуй». - Надо отметить, что в китайской культуре важен культ почитания предков. Поэтому главенствующая роль, как в семье, так и на работе, отводится руководителю. В первую очередь выбирается место размещения кабинета директора. В каждом отдельном случае оно определяется в зависимости от положения офиса относительно сторон света, расположения звезд и т.д. Считается, что именно от успешности главы компании будут зависеть и результаты всей организации». Однако, по словам эксперта, для некоторых служб тоже очень важно находиться «на своем месте». Как для бухгалтерии, финансового отдела, так и для служб, отвечающих за финансовые потоки, необходимо тоже подобрать одно из самых выгодных мест после директора. А вот размещать сотрудников, чья деятельность связана с активной работой, например, по привлечению клиентов, стоит уже в месте, благоприятном для развития и движения.

«Если говорить о форме размещения рабочих мест сотрудников, то тут тоже в зависимости от рода деятельности используется разный подход, - рассказывает Ирина Анфиногенова. – Например, для сотрудников бухгалтерии необходимо выделить отдельное помещение. А для таких активных работников, чья деятельность связана с общением: sales-менеджеры, операторы call-центров, PR–группы, больше подходят свободные пространства. Дело в том, что им необходимо видеть перед собой перспективу, поэтому ни в коем случае нельзя сидеть лицом к стене. Если же они занимают помещение с открытой планировкой, то лучше, чтобы перегородки не были слишком высокие, опять же для того, чтобы чувствовалось пространство».

Этот подход, надо заметить, распространен в российских компаниях. Например, им воспользовалась арт-директор архитектурной студии «Версия» Каролина Мозговая в работе над проектами офисов трех рекламных компаний. «Поскольку они входят в единую группу, то было решено использовать в каждом помещении общее планировочное решение, - рассказывает дизайнер. – Взору посетителя открывается вид на стойку ресепшен – она должна быть заметна сразу, чтобы клиенту не пришлось искать, к кому обратиться. В левом и правом крыле находятся переговорные комнаты, кабинеты руководителей, финансовых служб. А посередине расположена общая зона, в которой работают менеджеры по рекламе, верстальщики и т.д. Поэтому клиент сразу видит, насколько активно идет работа в агентстве».

Но, по мнению Михаила Ермакова («Астарта престиж»), у многих российских компаний отношение к системе open space пока настороженное. «Большинство заказчиков предпочитают выделять кабинеты, используя цельностеклянные перегородки, - поясняет он. - При таком подходе сотрудники получают возможность уединиться, например, опустив жалюзи. Но, несмотря на разделение, ощущение большого свободного пространства не теряется».

Для эффективной работы сотрудников, оказывается, имеет значение то, как располагаются их места в помещении. Психолог-консультант Ирина Храпова замечает, что стоит разместить столы так, чтобы позади человека была стена, – тогда он сможет почувствовать себя защищенным. И, напротив, сидя спиной к двери, он подсознательно будет ощущать тревогу. Безусловно, при планировке необходимо соблюдать нормативы выделенной для каждого человека площади помещения - не менее 4 кв.м. Ведь работать в тесном помещении просто не комфортно. Это оказывает сильное влияние на производительность труда сотрудников.

Цвет успеха
Качество отделки офисов становится предметом большого внимания со стороны владельцев компаний. «В последнее время клиенты более тщательно подходят к характеристикам используемых материалов, - говорит генеральный директор архитектурной студии «Версия» Елена Иващенко. – Они должны быть не только эффектными, но и долговечными. Поэтому для покрытий полов выбирают износостойкие внешние материалы: промышленный линолеум, керамогранит. При отделке стен отдают предпочтение не обычной окраске, которую необходимо будет постоянно реставрировать, а специальным материалам, например, фактурной штукатурке».

Как замечает эксперт «Астарта престиж», большое значение для клиентов имеет уровень шума в помещении. Поэтому популярностью пользуются системы перегородок, в состав которых включен специальный звукоизоляционный материал.

По словам Елены Иващенко, к дизайну помещений - подход индивидуальный. «Небольшие фирмы, как правило, ограничиваются простыми вариантами. А в интерьере офисов крупных организаций дизайнерские решения играют особую роль, - замечает она. - Внимание декору уделяют компании, для которых важно заинтересовать клиента, например, медицинские, фитнес-центры, рекламные агентства. Как правило, самые интересные приемы оформления используют в представительских помещениях – стойка ресепшен, приемная, переговорные комнаты, в рабочих зонах какие-то необычные решения применяют довольно редко».

Свои решения существуют в фэн-шуй. «В этой науке сложно предложить универсальные ответы, которые подходят в любом случае, - рассказывает Ирина Анфиногенова. – Однако некоторые моменты имеют большое значение для каждого офиса - например, вход. Он должен быть «приглашающим». Лучше если перед парадным крыльцом будет оживленная улица, которая принесет энергию в офис. В представительской зоне желательно расположить аквариумы, фонтаны – они тоже стимулируют движение и активность».

Кабинеты сотрудников, как правило, менее насыщены декором. Однако психологи сходятся во мнении, что интерьер оказывает большое влияние на работоспособность сотрудников. «Подход к оформлению помещений представителей творческих профессий и занятых в рациональной деятельности должен быть различным, - говорит психолог-консультант Ирина Храпова. – Для первых, на мой взгляд, важнее мебель, свет, элементы декора. В то время как при оформлении помещений для технических специалистов большее внимание стоит уделить функциональности помещения, а в качестве элементов декора можно использовать, например, постеры».

По мнению психотерапевта Оксаны Орловой, для креативных специалистов важно разнообразить впечатления, чтобы стимулировать их творческую мысль. «Но несмотря на то, что для работников рациональной сферы предпочтителен более спокойный интерьер, он не должен быть холодным и исключительно функциональным, - полагает она. - В таком случае монотонность может способствовать возникновению усталости и депрессии. Поэтому в любом случае необходимо создавать интерьер, в котором комфортно находиться человеку. Я считаю, в этом вопросе разделение сфер деятельности имеет не самое большое значение».

Согласно методикам фэн-шуй, предметы-символы могут помогать человеку в конкретной деятельности. «Если говорить о финансовой сфере, то тут эффективны различные моменты, - рассказывает Ирина Анфиногенова. – Для академических видов деятельности подходят пагода или пирамида. Для того, чтобы стимулировать движение, важное для работников в сфере продаж, можно использовать различные мобиле – подвижные статуэтки. А вот для руководителя существует специальная формула «Пяти духов, несущих богатство». С ее помощью рассчитывается оптимальное расположение соответствующих символов, которые помогают повысить эффективность бизнеса». Однако специалисты советуют с осторожностью использовать конкретные способы активизации энергии, поскольку каждый офис индивидуален.

Влияние цвета на работоспособность отмечают большинство специалистов. «Стимулировать творческую деятельность будут зеленая гамма, серо-золотистая и сиреневая, - говорит Ирина Храпова. - Для рабочей зоны инженерно-технологического персонала, финансовых групп больше подойдут спокойные оттенки: бежевый, слоновая кость. А вот темные цвета будут угнетать любого человека, поэтому использовать их в рабочей зоне нежелательно».

Кроме того, эксперт отмечает, что эмоциональное состояние человека во многом зависит от освещенности. «Света должно быть много – тогда сотрудники будут более активными, - говорит Ирина Храпова. – В темном мрачном помещении возникает ощущение подавленности и ненужности».

Безусловно, учесть все нюансы психологии, колористики и дизайна не так просто. Нередко на пути многих решений встают материальные ограничения. Однако продуманный шаг сегодня может избавить от необходимости что-то менять завтра. Поэтому лучше несколько раз свериться с «мерками», создавая офис, чтобы он был удобен всем членам команды. А в любимом корпоративном доме и стены принесут удачу.