На главную О компании Наши услуги Контакты








ОКНО В БОЛЬШОЙ МИР

Окно - это не только и не просто приспособление для освещения дома дневным светом, обеспечения его свежим воздухом и психологической связи с внешним миром. Окно — это еще и важнейший элемент интерьера помещения. Комната без окна напоминает античную скульптуру человека с глазами без зрачков. Из всех составляющих замкнутого пространства (стены, пол, потолок, двери) окно выполняет наибольшее количество функций.
Результативность важнейшей из них - функции освещения зависит от размеров, конструкции и положения окна в помещении. С размерами, влияющими на степень освещенности — шириной и высотой окна, все ясно: чем они больше, тем больше света пропускает окно. Однако принцип «чем больше, тем лучше» не всегда удачен в отношении окна, так как в этом случае приходится считаться с возрастанием теплопотерь и ухудшением звукоизоляции помещения. Принято считать, что площадь окна должна составлять от 1/6 до 1/8 части площади пола помещения. Для равномерной освещенности важно также расстояние удаления от окна противоположной ему стены. Если комната имеет в плане прямоугольную форму, окно (если оно единственное) должно располагаться в одной из коротких стен.
Существенную роль в характере освещения играет и расположение окна в стене: при несимметричном относительно вертикальной оси наружной стены положении окна одна из внутренних стен освещается лучше, нежели остальные, и это надо учитывать при планировке интерьера комнаты (рис. 24а). Окно, удаленное от потолка больше, чем от пола, освещает первый хуже, чем последний, следовательно, в дневное время визуально уменьшает вертикальное пространство помещения (рис. 24:6). Слишком высокое положение окна над уровнем пола (нормальным считается расстояние от пола до подоконника в пределах от 0,80 до 1 м) оставляет затемненным пространство комнаты под окном (рис. 24в). Высокое, но узкое окно дает тени в углах прилегающих к нему стен. Слишком широкие оконные проемы, оставляющие мало стенного пространства в наружной стене, не дают возможности разместить мебель в непосредственной близости от окна. На светопропускную способность окна влияет наличие или отсутствие оконных переплетов, которые могут задерживать до 20% света. Все эти факторы затрагивают характер интерьера помещения, который должен быть скорректирован в соответствии с ними.
Ряд предлагаемых ниже советов поможет избежать ошибок в формировании интерьера, являющихся следствием особенностей размеров и положения окна.
1 .Если окно несимметрично по отношению к вертикальной оси стены, в которой оно находится, то:
*    для размещения секций, шкафов и другой массивной мебели у одной из прилегающих к окну стен следует выбирать ту, которая наиболее удалена от окна, — это поможет сгладить несимметричность окна и неравномерность освещения комнаты;
*    ковры, картины и другие предметы настенного декора желательно размещать на более светлой стене, т. е. той, которая находится ближе к окну.
2. Если окно расположено низко над уровнем пола (ниже 80 см) и далеко от потолка (более 50 см), то:
*    не рекомендуется размещать какую-либо мебель у подоконной стены;
*    для покрытия пола следует применять материалы темных и матовых тонов;
*    мебель в такой комнате не должна быть слишком высокой.
3.  Если окно расположено высоко над уровнем пола (выше 1 м), то:
*    для покрытия пола следует применять материалы светлых тонов;
*    высокую и массивную мебель лучше размещать у поперечной стены.
> Общие правила.
*    Не размещайте в непосредственной близости от окна полированную мебель и мебель с большой площадью стеклянных элементов — блики от стекла будут искажать ее внешний вид и утомлять зрение.
*   В небольших комнатах не размещайте в непосредственной близости от окна, как бы оно ни располагалось, высокую мебель (шкафы с антресолями, и тому подобное} — это зрительно приближает окно.
207
Конструктивные особенности окон функционально проявляются в тепло- и звукоизоляции помещения. В этом прежде всего играет роль конструкция окон. В главе «Микроклимат жилища» вскользь уже упоминались основные конструктивные типы оконных переплетов. Теперь будет уместным остановиться на этом подробнее. Собственно окно состоит из коробки, закрепляемой в оконном проеме, и рамы (рам), подвижно крепящейся (крепящихся) к коробке. Рама (иначе - оконный переплет) - несущая оправа для оконного стекла и вместе с ним называ-- ется еще створкой окна. В окнах старого типа для уменьшения площади единичного стекольного полотна, вставляемого в раму, внутри ее устраивались дополнительные перекладины и стойки.
Створки окна могут быть распашными, поворотными и раздвижными (рис. 25) и могут иметь в верхней (обычно) части фрамугу с дополнительной открывающейся створкой - форточкой.
Рис. 25.   Варианты створок окна:
а, б, в, г — распашные створки;
д, е — поворотные створки;
ж - раздвижные створки. По количеству рам, установленных в разных плоскостях, различают окна с одиночными, двой-208
ными и спаренными рамами (рис. 26). Одиночные рамы бывают с одиночным и двойным (реже -тройным) остеклением. В последнем типе конструкции одиночной рамы стекла изолируются друг от друга воздушной или вакуумной прослойкой. Эти рамы называются стеклопакетами. Окна с двойными рамами представляют собой конструкцию с двумя устанавливаемыми параллельно и открывающимися независимо друг от друга рамами. Такие окна наиболее типичны для жилых домов массового строительства. Спаренные рамы — это две рамы, вставленные в одну общую раму и соединенные между собой винтами. Спаренная рама открывается как одна створка.
Рис. 26. Варианты рам:
а — окно с одиночной рамой;
б — окно со стеклопакетом;
в — окно с двойными рамами;
г — спаренная рама. Одиночные рамы практически не применяются, в жилых домах, находящихся в умеренной климатической зоне, из-за недостаточной способности ограждать помещение от температурных и шумовых воздействий окружающей среды.
В этом отношении самыми эффективными, пожалуй, являются вакуумные стеклопакеты. Они удобны в эксплуатации (моются только наружные поверхности стекол), занимают мало места в оконном проеме, не промерзают и не запотевают зимой, но значительно дороже двойных и спарен-
209
ных рам. И еще один существенный недостаток стеклопакетов: при повреждении одного из стекол необходима замена всего пакета.
Примерно такими же эксплуатационными качествами обладают и спаренные рамы, но при условии хорошей подгонки их друг к другу. В противном случае потребуется частое мытье внутренних поверхностей стекол с предварительной разборкой конструкции, что вряд ли доставит удовольствие кому-либо. Самое существенное в эксплуатации спаренных рам заключается в следующем. Чтобы исключить попадание влаги в промежуток между стеклами в случае мытья их внутренних поверхностей и как следствие этого — запотевание и промерзание окон в холодный период года в результате ее конденсации, мыть внутренние поверхностей стекол и рам следует только при теплой и сухой погоде, хорошо высушивая вымытые поверхности. Для предупреждения конденсации остаточной влаги можно положить между стеклами влагопоглощающие вещества (адсорбенты) - активированный уголь, сахар, соль, обернув их предварительно одним-двумя слоями марли.
Окна с двойными рамами - наиболее простое конструктивное решение остекления оконных проемов. Полагаю, они известны большинству читателей и рассуждать об особенностях их эксплуатации нет смысла. Основной их недостаток— возможность циркуляции воздуха между рамами, особенно в тех, где имеются форточные створки. Зимой это приводит к конденсации влаги на внутренних стеклах, а при сильных морозах — к образованию на них инея — явлению, которое мы называем промерзанием. Борьба с этим явлением может быть только одна — хорошее уплотнение стыков оконным рам с оконной коробкой. 210
Что же касается борьбы с промерзанием рам, где есть форточный проем, через который и наружный, и внутренний воздух попадает в пространство между стеклами, то здесь есть только одна рекомендация: после проветривания помещения нужно не забывать плотно закрывать внутреннюю створку   форточки.
Кстати, о проветривании. Самыми удобными для этого являются одностворчатые поворотные рамы, закрепленные на шарнирах, приходящихся по местоположению на поперечную ось рамы (соответственно - и коробки; см. рис. 25е). Холодные привходящие и теплые исходящие потоки воздуха при открытой раме такого типа «не толкаются» в одном проеме, а циркулируют по отдельным направлениям: первые — через нижнюю щель, вторые — через  верхнюю.
Традиционный для оконных коробок и рам материал дерево все активнее вытесняется пластмассами и металлом. Дерево, конечно, уступает по долговечности и элегантности искусственным материалам и металлу, но оно «теплее» последних и почти не подвержено температурным сжатиям и расширениям, что имеет не последнее значение в условиях холодных зим умеренно-континентального и континентального климата. Правда, оно подвержено разбуханию вследствие способности впитывать влагу, и поэтому за деревянными оконными рамами (особенно наружными), принимающими на себя все удары непогоды, требуется определенный уход, заключающийся в их периодическом окрашивании. Деревянные рамы изготавливаются главным образом из сосны, реже из ели или лиственницы.
Лучшие из металлических окон — алюминиевые. Они практически вечны, импозантно смотрятся с внешней стороны дома, но изнутри поме-
щения несколько холодноваты и в прямом, и в переносном смысле. Со временем они тускнеют под воздействием воздуха и осадков и поэтому нуждаются в периодической чистке и обработке специальными антиокислителями. Лучшим вариантом сочетания долговечности, изящества линий и теплоты служат комбинированные алюминие-во-деревянные рамы  (рис. 27).
Пластиковые окна, на первый взгляд, лишены всех присущих деревянным и металлическим окнам недостатков. При всем этом многое зависит от качества примененных для их изготовления полимерных материалов и их наполнителей. Не все «оконные» пластмассы способны уверенно противостоять низким наружным температурам и надежно изолировать жилище от проникновения в него холода и в этом смысле они не могут лолноценно заменить деревянные. Но нельзя не признать, что простота в эксплуатации, изящество форм и чистота цвета пластмассовых окон не могут не подкупать. Широкое применение их сдерживает лишь довольно высокая цена, но можно смело утверждать, что будущее — за ними.
Шумо- и погодозащитные свойства окон зависят не только от их конструкции и материалов и материалов рам, но и от типа остекления. В табл. 10 приведены данные о шумоизоляционных свойствах оконных стекол различной толщины.
Термоизоляционные свойства окна серьезно проявляются лишь при наличии минимум двух полос остекления, находящихся на определенном расстоянии друг от друга (табл.   11)
Декорирование окон - один из важнейших моментов в формировании интерьера помещения. «Убранство» окон во многом определяет холодность и строгость, теплоту или уют атмосферы жилища. Возможности для декорирования окон очень обширны — в этом деле есть простор для творческой фантазии, поток которой может быть сдержан
только руслом вкуса и семейным бюджетом, а также такими немаловажными «ограничителями», как согласованность со стилем интерьера помещения и практичностью. Нельзя не учитывать при этом и наружного вида окна, что для многих представляется не менее важным, чем его вид изнутри. Довольно бесцеремонно, как и во все эстетические соображения, вмешивается в оконную «политику» ее величество мода.
Прежде чем решить, как должны быть задекорированы окна, необходимо определиться, какие функции будут выполнять оконные «декорации»: должны ли они оставить вид наружу совершенно открытым или завуалированным; должны ли они защищать помещение от взглядов снаружи, от холода или солнца или служить только украшением комнаты, что вполне оправдано, например, в помещениях, расположенных на верхних этажах дома.
Традиционно для убранства окна используются текстильные занавеси, основные функциональные типы которых представлены гардинами и шторами, причем чаще — в парном сочетании.
Среднее по функциональному назначению положение между гардинами и шторами занимают занавеси из полупрозрачных тканей более плотной, чем у гардин, и менее плотной, чем у штор, структуры (так называемые inbetween — промежуточные), поверх которых, как и поверх гардин, могут располагаться плотные шторы. Точнее, пожалуй, отнести  «инбитвин» к разряду темных гардин.
К чисто декорным формам обустройства окон относятся оконные шали, которые, в отличие от штор, неподвижно закрепляются по краям окна. Шали могут быть вертикальными и горизонтальными (рис. 28, 29, 30). По преимуществу в декоративные занавеси можно «записать» кольчужные занавеси — полотна, состоящие из переплетенных пластмассовых, метал-
лических или керамических звеньев овальной или круглой формы, - очень экзотичный, малофункциональный и спорный с эстетической точки зрения, но, безусловно, заслуживающий внимания вид оконного камуфляжа.
В зависимости от функционального назначения помещения, его стилевого характера и объема, размеров и формы окон, условий естественного освещения и других менее значительных факторов окна могут быть декорированы как различными по стилю двухслойными комбинациями занавесей типа гардины — шторы, гардины — шали, шторы — шали, жалюзи — шторы и т. п., так и однослойными — либо только гардинами, либо только шторами или жалюзи.
Главные функции гардин - рассеивание дневного света, защита от взглядов извне (днем), приглушение блеска и «холода» оконных стекол и придание окну декоративности, т. е. украшение его. В полной мере гардины выполняют эти функции, когда покрывают все окно. Тем не менее применимы и так называемые полугардины, покрывающие лишь часть окна — только нижнюю или только верхнюю. Как вариант полугардины могут навешиваться в два яруса - сверху и снизу (рис. 31). Гардины могут быть однополотными и двухполотнымн — отсюда их подразделение по способу перемещения вдоль окна на сдвижные (в одну сторону) и раздвижные (в разные стороны). Выбор варианта в этом случае зависит от размеров окна и от способа его открывания для проветривания.
В качестве гардин применяются тонкие прозрачные хлопчатобумажные и синтетические ткани с узорчатой, клетчатой или ячеистой структуры, а также кольчужные занавеси. У каждого из видов тканей есть свои -плюсы и минусы. Хлопчатобумажные ткани лучше пропускают воздух и свет, меньше электризуются, менее теплопроводны. Они не блестят и отличаются матовостью цвета, но больше мнутся и хуже стираются. Их рисунок не столь тонок и изящен, как у синтетических; они интенсивнее впитывают из воздуха грязь, влагу и запахи, более склонны к затяжкам при неосторожном обращении. Синтетические гардинные ткани жестче по своей структуре, а потому не очень охотно формируются в волнообразные складки; они легче и воздушнее хлопчатобумажных и более подходят для больших гардин, что позволяет им ровнее провисать и лучше собираться в складки. Считать ли блеск, присущий синтетическим гардинам, недостатком или достоинством, зависит от условий их применения и вкуса потребителя. О вкусах, как известно, не спорят, а об условиях применения будет сказано ниже.
Палитра красок гардинных тканей неширока - в основном употребительны белые и близкие к белым тона. Это связано с тем, что белые ткани пропускают больше света и практически не искажают его. Окно, задрапированное светлыми гардинами, выглядит естественнее, приобретает приятный матовый оттенок. Тонированные гардины следует использовать с оглядкой на цвет стен, а в комбинации со шторами или шалями - и на их цвет. Интересным дизайнерским трюком является окраска внутренней стороны рамы окна в цвет, близкий по тону к основному цвету гардин (кто сказал, что рамы должны быть всегда белыми?).

•  Возьмите на заметку.
Тонированные гардины более подходящи для небольших окон.
Относительно рисунка ткани гардин жестких рекомендаций нет; главные условия в этом вопросе диктует мода и личный вкус, так как гардинные «разводы» незначительно, в силу своей прозрачности, влияют на интерьер помещения. Если следовать общей тенденции современного стиля жилища, то лучше отказаться от вычурной узорности тюлевых гардин 50—70-х гг. — упрощенный с близкими к геометрическим линиям рисунок более соответствует нашим теперешним представлениям о декоре.
•  Возьмите на заметку.
*    Чем мельче сетчатая структура ткани гардин, тем меньше пропускают они воздуха, но тем лучше фильтруют пыль, поступающую с ним извне помещения.
*   Крупный рисунок на гардинах визуально уменьшает окно.
Какой длины должны быть гардины — ниспадающими до пола или только до подоконника? — вопрос, волнующий многих «домашних дизайнеров».
> Правила.
*   Гардины не должны быть такой длины, чтобы их нижний край находился где-то между подоконником и полом; они могут лишь на несколько сантиметров спускаться ниже подоконника — не более того.
*   Гардины в комбинации со шторами не должны быть длиннее последних.
Разумная с практической и эстетической точек зрения длина гардин определяется в связи с формой и расположением окна, некоторыми конструктивными особенностями оконных ниш и формой самих гардин. Узкое и высокое окно можно «поправить», 218
завесив его короткими, не доходящими до подоконника гардинами с рюшами на «подоле».
•  Возьмите на заметку.
*    Рюши на гардинах визуально расширяют окно.
*   Чем длиннее гардины, тем красивее они ниспадают.
Некрасиво закрывать гардинами длиною до пола небольшие и высоко расположенные окна, и наоборот — низко расположенное и широкое окно лучше задрапировать вместе с подоконным простенком при условии, что под ним не будет сильно выступающей из-под подоконника батареи центрального отопления. Кстати, эти батареи... Если вы решили прикрыть их гардинами, то сделайте это так, чтобы гардины (особенно синтетические!) не касались ни их, ни пола. В первом случае вы рискуете испортить цвет гардин (они желтеют от высокой температуры), во втором -еще больше ухудшите циркуляцию воздуха вокруг батареи. Не стоит навешивать длинные, до пола, гардины на окно с сильно отступающим от створа стены подоконником — гардины также слишком много будут отступать и от стены, и от окна, — чтобы не ухудшать его восприятия и не слишком затемнять его.
•  Возьмите на заметку.
Следует признаться, что гардины не должны быть длиною до пола — в этом варианте, который кажется многим изысканным, гардины не выполняют определенную им задачу— создать однородную декорационную плоскость, опирающуюся на пол: они слишком прозрачны для этого и все равно будут «выдавать» «световую дыру окна». Для сплошного декорирования нужны более плотные ткани — такие, какие применяются, например, для штор.
Ширина гардин определяется, как уже говорилось, шириной окна плюс запас на сборки и на прикрытие,
если в этом есть необходимость, боковых краев окон-
еется, высоты), чтобы они закрывали всю стену, в которой находится окно, нет смысла.
И наконец, еще один далеко не праздный вопрос:  всегда ли  необходимы  гардины?
Нет, не всегда. Окна с тонированными стеклами или с красивфг (филенчатым, например) и симметричным переплетом естественного цвета (цвета дерева, например) или оригинально окрашенного могут прекрасно обойтись и без гардин — достаточно будет обрамить их шторами и горизонтальной шалью (рис. 32 и 33) или же задрапировать их полугардинами   (рис. 28).
Уместное оформление при левой асимметрии окна по отношению к боковым стенам: штора, сдвинутая вправо, «отодвигает» окно вправо
Для более эстетического оформления окна гардинами полезны будут следующие рекомендации.
*    Гардины должны не висеть, как пристегнутые, а ниспадать в продольном «волнении», поэтому их ширина
- должна быть минимум на 0,5 м больше ширины окна.
*    Насыщенные узорами гардины желательно навешивать на окна с большой площадью остекления и без внутренних переплетов. Это же относится и к гардинам, изготовленным из прозрачных, тонированных, тканей с крупной ячеистой (сетчатой) структурой.
*   Двухполотные гардины (раздвижные) следует использовать при ширине окна не менее 1,5 м или в том случае, если окно — двустворчатое, с рамной стойкой, расположенной посредине оконного проема, или в том, когда они вешаются внахлест (рис. 30).
*    Рюши на гардинах нужны лишь в том случае, когда гардины будут не длиннее окна.
*    Окна с несимметричным, а также частым переплетом драпируйте «гладкими», без явного рисунка, гардинами с мелкой сетчатой структурой.
*   Для небольших окон более подходят «гладкие» гардины или с мелким рисунком, для больших — с крупным.
*   Для узких окон используйте гардины с поперечными световыми полосами, для широких — с продольными.
*   Окна, сблокированные с дверями со стеклянным наполнением (например - с балконными), оформляйте одной, соответствующей его размерам, гардиной, а дверь — другой, подходящей ей (двери) по размерам.
*    Светлые, очень прозрачные гардины более уместны в кухне, детской комнате, кабинете, а также в комнатах, ориентированных на север, северо-восток и восток.
О кольчужных или трубчатых оконных занавесях (язык не поворачивается назвать их гардинами, хотя по функциям они ближайшие «родственники» гардин) из переплетенных колец или нанизанных на нити пластмассовых или бамбуковых трубочек сказать что-нибудь положительное, кроме того что они — экзотичны, нечего. Они не
очень функциональны (разве что пропускают много . воздуха), «гремучи», а их основные достоинства — цвет, фактура и форма материала — затемняются на светлом фоне окна. Сюда следует добавить, что они плохо сочетаются-с текстильными шторами и вообще любят «одиночество», что напрямую связано с вопросом, всегда ли вам нужен свет окна в комнате. Правда, они могут создать интересный и контрастный абрис окна, а при искусственном освещении — заиграть неожиданными красками и линиями, но... Пожалуй, больше всего они подходят для кухонь и рабочих кабинетов и то при условии, что эти помещения находятся не на солнечной стороне дома.
Оконные шторы в отличие от гардин предназначены не прикрывать, а закрывать окна. Гамма видов оконных штор весьма разнообразна: все, что призвано преграждать путь свету окон, может быть названо шторами.
Пояснительное отступление.
Если быть точнее, то шторами надо называть занавеси, сдвигающиеся или опускающиеся с помощью шнура. Во всяком случае так объясняют значение этого слова толковые словари русского языка. Мы же с вами спросим: «А если занавеси сдвигаются руками? Это уже не шторы? » Давайте договоримся называть шторами все «двигающиеся» непрозрачные занавеси, за исключением особого вида штор, скручивающихся или складывающихся кверху, — рол л ад.
К шторам, в принципе, относятся и жалюзи, и рол-лады, и циновки из различных материалов и многое другое, что служит для защиты жилья от наружного света и наружных взглядов. Самый распространенный вид штор — текстильные шторы.
Окно может быть оборудовано только одними шторами, и этого будет достаточно как с точки зрения 222
декора, так и с функциональной точки зрения. В комбинации с другими видами оконного камуфляжа -гардинами, жалюзи, ролладами — текстильные шторы выполняют функции дополнительного затемнения и дополнительного элемента декора окна, а также — декора стены, в которой находится оконный проем.
Самыми подходящими для штор являются плотные ткани из различных видов натуральных и синтетических волокон. В былые времена с позиций эстетики очень ценились шторы из бархата, драпа, толстых шелковых тканей. Такие солидные, богатые шторы соответствовали массивной и солидной мебели в стиле позднего барокко или рококо. В наше время доминирует тенденция применения штор, изготовленных из более легких шерстяных, хлопчатобумажных и смешанных из синтетических и натуральных волокон тканей.
• Возьмите на заметку.
*   Очень плотные и толстые шторы из бархата, драпа, плюша и других материалов выглядят очень массивно и придают интерьеру комнаты тяжесть и мрачность.
*   Шторы из блестящей ткани «приближаются», из матовой — «отдаляются».
В открытом положении шторы служат в качестве обрамления оконного проема, сглаживания строгой и сухой прямолинейности его линий, в закрытом — могут драпировать всю стену (если, конечно, она не слишком большая), убирая из нее темную «дыру» ночного окна. Из этих соображений чаще используются шторы длиной на высоту комнаты и шириной, равной ширине стены, в которой находится окно. Такой прием, однако, годится не для всех интерьерных ситуаций и может быть рекомендован лишь в тех случаях, когда ширина боковых простенков (т. е. расстояние от границы оконного проема до прилегающей стены)

не превышает ширины окна и при условии, что близко к окну не стоит высокая мебель. Окно, расположенное по вертикальной оси стены, не всегда есть смысл закрывать шторами на всю ширину стены. Если боковые простенки, прилегающие к окну, довольно широки — скажем, более 0,6—0,8 м, рациональным будет использовать их для размещения какой-нибудь невысокой и небольшой мебели.
> Правило.
Если вы хотите оборудовать окно шторами на всю ширину стены, в которой находится это окно, ' позаботьтесь о том, чтобы они закрывали стену и на всю ее высоту. Шторы, ие доходящие до пола или потолка, в таком случае недопустимы.
Принимая во внимание то, что наряду с использованием штор по прямому назначению, т. е. для затемнения окон, не менее важным являются и их эстетические функции, в частности, функция обрамления оконного проема, шторы обычно используются в виде парных полотен, раздвигающихся в разные стороны. С другой стороны, однополотные шторы надежнее закрывают окно и лишены такого недостатка, каким является стыковой шов, образуемый двухполотными шторами. Они лучше вписываются в узкое окно и в собранном положении могут придавать окну интересную асимметрию (рис. 33). Однополотные шторы можно использовать для уравновешивания несимметричного расположения окна: сдвигая штору к большему простенку, можно зрительно уменьшить его. Когда с одной стороны окна вплотную к простенку стоит высокий шкаф или мебельный блок и сдвигать штору в эту сторону просто не представляется возможным из-за небольшого расстояния между мебелью и оконным проемом, применима только однополотная штора, сдвигаемая
в противоположную от мебели сторону. Как видим, 224
однополотные сдвижные шторы также имеют неплохие шансы на «обслуживание» окна.
• Возьмите на заметку.
Шторы на всю стену приближают и увеличивают ее.
Не всегда шторы должны быть длиной от потолка до пола. Узкое и высокое окно более приятно будет выглядеть в обрамлении штор, спускающихся чуть ниже подоконника. Вряд ли красиво обрамлять длинными шторами небольшие высоко расположенные над уровнем пола окна.
Шторы, как и гардины, не должны закрывать окно в виде экрана — они должны ниспадать продольными волнами. А для этого надо, чтобы они висели свободно, не растягиваясь вдоль окна на предельную ширину своих полотен.
>  Правило.
По суммарной ширине шторы должны превышать ширину оконного проема.
Чем уже окно, тем больший запас по ширине должны иметь шторы, чтобы была возможность больше напустить их по бокам окна.
Два расположенных рядом окна можно оформить общими шторами при условии, что ширина простенка между окнами не более четверти их высоты. При большей ширине простенка шторы не будут объединять окна в единую композицию.
>  Правила.
*    Шторы должны обязательно гармонировать по цвету с какими-либо другими элементами интерьера помещения — стенами, полом, мебелью.
*    Шторы должны быть светлее пола, но темнее стен и потолка.
Сочетаемости цвета и фактуры материала штор с отдельными предметами обустройства помещения, а также с особенностями пространственной организации его интерьера следует уделять особое внимание. Вот несколько замечаний и рекомендаций по этой теме.
*    Шторы из тяжелого и грубого материала слишком нагружают небольшие помещения; такие шторы требуют пространства на стене, удаленного взгляда и хороши лишь в просторных, не заставленных мебелью залах.
*' Не используйте для штор на всю стену тяжелы» и очень плотные материалы — стена будет выглядеть чересчур тяжеловесно.
*   Если пол покрыт ковром, па окне должны быть легкие, без рисунка шторы.
*    В комнате со стенами, оклеенными обоями с явно выраженным рисунком, используйте или однотонные шторы, или шторы с похожим рисунком. Например, к обоям с рисунком, в котором доминируют вертикальные полосы, подбирайте шторы с вертикальными полосами, если полосы на обоях горизонтальные, на шторах должны быть тоже горизонтальные полосы.
*    Сочетаемость штор с цветом и фактурой обивки мебели имеет смысл только в небольших комнатах.
*    Не используйте шторы с пестрым и крупным рисунком для небольших окон и в небольших комнатах.
*    Шторы из блестящей ткани не подходят к небольшим окнам и к небольшим помещениям.
*    В больших комнатах шторы должны быть «тяжелее», чем в небольших; в недостаточно освещенных дневным светом — «легче» и светлее, чем в солнечных; в детских и на кухнях — веселее, а в рабочем кабинете — строже, чем в других комнатах.
*   Впечатление от массивности мебели можно сгладить легкими шторами на окнах.
*   Если в комнате много окон, используйте шторы из облегченного материала.
*    Избегайте чрезмерно роскошных и слишком ярких по цвету штор; сдержанность — вот основа основ современного стиля жилого интерьера!
Менее употребительны в наших жилых помещениях жалюзи ироллады— скручивающиеся или складывающиеся шторы из плотного синтетического или натурального материала, передвигаемые по вертикальным направляющим.
Жалюзи более подходят для деловых помещений, так как выглядят чрезмерно строго и скучновато, но их достоинство заключается в надежной защите от солнечных лучей, и в тех краях, где это актуально, лучшего, чем жалюзи, средства не найти.
Жалюзи бывают двух видов: горизонтальные, с горизонтально расположенными металлическими или пластиковыми планками, и вертикальные, с широкими, вертикально подвешенными планками из пластических (в основном) материалов (текстолитов), состоящих из одного или нескольких слоев хлопчатобумажных или шерстяных тканей, пропитанных синтетическими композитами. Вертикальные жалюзи «домовитее» горизонтальных и благодаря обширному спектру расцветок и фактуры материалов, из которых они изготавливаются, лучше вписываются в интерьер жилища. Они удобны в пользовании, легко управляемы и предоставляют большие возможности для регулировки силы и направленности освещенности. В отличие от горизонтальных жалюзи, которые предназначены в основном для оборудования не очень больших окон, вертикальные жалюзи благоприятны для зашторивания больших окон и окон-стен (рис. 34). И еще одно несомненное достоинство вертикальных жалюзи: они относительно прозрачны и даже в закрытом положении пропускают свет, мягко рассеивая его, чего никак не скажешь о горизонтальных жалюзи, пропускающих свет только через щели своих шторок. Общий недостаток обоих типов жалюзи состоит в том, что при максимально открытом положении (когда плоскости шторок перпендикулярны к окну) они нисколько не украшают окно, почти
его и испещряя горизонтальными или вертикальными полосами. Не украшают они и внешний вид окна. Несколько скрасить унылость жалюзи поможет обрамление их по бокам и поверх шторами из полупрозрачного материала. Пластмассовый, как правило белый, карниз жалюзи можно прикрыть багетовым карнизом, на который, кстати, можно заодно «примостить» и шторы. Не забудьте при этом о цветовой сочетаемости штор и жалюзи: цвет штор должен быть насыщеннее цвета жалюзи.
Рис. 34.
Вертикальные жалюзи — лучшее решение для зашторивания окон-стен
• Возьмите на заметку.
*    На наружных поверхностях шторок горизонтальных жалюзи очень быстро скапливается пыль, и они требуют более интенсивного, чем вертикальные жалюзи, ухода.
*    Шторки вертикальных жалюзи в большинстве конструкций снимаются, не деформируются при сворачивании и легко стираются по отдельности.
*    Горизонтальные жалюзи подчеркивают ширину окна, вертикальные — его высоту.
Если все же останавливать свой выбор на жалюзи, то с учетом следующих рекомендаций по их применению.
*    Не применяйте горизонтальные жалюзи для маскировки очень больших и слишком маленьких окон:
в первом случае ваша комната будет напоминать летнюю веранду, во втором — тюремную камеру. Жалюзи обоих типов не эстетично оборудовать окна, имеющие большое количество переплетов, в том числе и дополнительных (внутренних): частые пересечения в свету линий переплетов и шторок отнюдь не украсят ваше окно.
Шторки (пластинки) горизонтальных жалюзи не должны быть по длине меньше ширины окна, т. е. жалюзи не должны состоять из двух отдельных полотен — это первое, и второе: если подоконник выступает с двух сторон за проем окна, длина шторок должна быть равна длине подоконника, т. е. жалюзи должны равновелико с подоконником выступать за проем окна, что следует учесть при их монтаже. В этом случае надо также учитывать, что шторки должны поворачиваться вокруг своей продольной оси, не касаясь стены.
Лучшее место для крепления карниза жалюзи — потолок. При значительном расстоянии от верха проема окна до потолка — особенно в тех случаях, когда оно равно или примерно равно расстоянию от пола до низа проема, — следует крепить жалюзи непосредственно к верхнему проему.
Нижняя (последняя) планка горизонтальных жалюзи должна легко лежать на подоконнике — в этом случае жалюзи висят «устойчивее» и работают четче. Нижние кромки шторок вертикальных жалюзи не должны касаться подоконника или пола — это может послужить серьезным препятствием их работе. Не стоит оборудовать горизонтальными жалюзи большие, доходящие до пола окна — при закрытом положении жалюзи такие окна будут выглядеть как гаражные двери.
С точки зрения эстетики нежелательно оборудовать вертикальными жалюзи окна, высота которых в два раза и более превышает ширину, а горизонтальными — окна, ширина которых превышает высоту.
Если окно достаточно широкое и под ним отсутствуют отопительные приборы, вертикальные жалюзи лучше размещать на всю высоту комнаты.
*   Окно с горизонтальными жалюзи, размещенными
между оконными рамами (практикуется и такой способ), выглядит голо и неуютно и нуждается в дополнительной драпировке легкими гардинами.
Роллады (или сворачивающиеся шторы, если вам угодно) представляют собой осовремененный вариант поднимающихся штор. Сворачивающиеся роллады: (или «прыгающие», как их называют в некоторых странах) действуют по принципу автоматической рулетки: после снятия с фиксатора они «прыгают» вверх, сворачиваясь в рулон в приемном устройстве. Аналогично работают и складывающиеся, или фальце-вые, роллады — с той лишь разницей, что, «прыгая» вверх, не сворачиваются, а складываются в рулон. Впрочем, роллады могут быть и «не прыгающими», а покорно передвигаемыми к верху окна ручными подъемными приспособлениями. Этот вариант более знаком и понятен нам под домашним названием «поднимающиеся шторы», с той лишь разницей, что просто поднимающиеся шторы в отличие от рол-лад не закреплены но бокам в специальных направляющих. Тем не менее для простоты изложения договоримся называть все типы поднимающихся штор иностранным словом «роллады».
Роллады очень практичны в качестве надежной защиты помещения от нежелательного света солнечных лучей и от посторонних взглядов, а складывающиеся (фальцевые) роллады незаменимы для драпировки потолочных окон мансард и косых окон (рис. 35 и 36). Роллады хорошо подходят для небольших окоп, визуально увеличивая их. Главное достоинство роллад состоит в том, что ими удобно регулировать интенсивность освещения комнаты дневным светом, затемняя часть окна и оставляя нижнюю часть открытой. В больших помещениях и на больших окнах роллады смотрятся лучше в
комбинации со шторами (рис.  37). 230
К плюсам роллад можно отнести и то, что на их изготовление идет минимум необходимого для затемнения окна материала, а также то, что они не выступают из-за проема окна и не мешают, например, устанавливать у окна мебель (что очень ценно для кухни или рабочего кабинета) или декорировать стенные промежутки, например, картинами.
В отношении роллад надо учитывать, что их размеры всегда должны строго соответствовать размерам оконных проемов, и если необходимо откорректировать экстерьер стены с неудачным по форме и размерам окном (например, зрительно сузить его границы), рол-лады — далеко не самый лучший вариант для этого.
• Возьмите на заметку.
Наиболее уместно «чувствуют» себя роллады и жалюзи в помещении, интерьер которого оформлен в стиле модерн.
Двухслойные комбинации выглядят массивнее, солиднее и наряднее однослойных. При удачном сочетании фактур и цветовых тонов их материалов, размеров и форм, окно в их убранстве может играть доминирующую роль в интерьере комнаты.
> Правило.
Двухслойные комбинации должны составляться на основе контрастной сочетаемости фактуры и цвета  применяемых материалов.
Это значит, что занавеси по фактуре материала должны сочетаться по принципу «легкие — тяжелые», а по цвету — «светлее — темнее». Если гардины из блестящей ткани - материал штор подбирайте поскромнее; если шторы с рюшами или с бахромой, или с подвесками, или со шнуровой отделкой — всякого рода отделки на гардинах будут лишними (рис. 38). 232
Принцип «шикарное — простое» бинации оконных занавесей!
наилучший в ком-
Рис. 38.
Пример «отделочного перебора» в композиции шторы — гардины: на гардинах бахрома лишняя
>  Правила.
*    Ближние к окну занавеси (внутренние) должны быть легче и светлее наружных.
*    Внутренние занавеси не должны быть длиннее или шире наружных.
Композиционные достоинства комбинаций зависят от размеров и форм входящих в них занавесей, которые, в свою очередь, зависят от размеров и формы окна. Так, в комбинации из коротких гардин и длинных штор окно выглядит приподнятым, как бы парящим над долом, в комбинации из длинных гардин и длинных штор — длиннее и ближе к полу; сочетание коротких гардин и коротких штор уменьшает окно (рис. 39, 40).
Жалюзи, например, в обрамлении штор выглядят «одомашненными» и не такими строгими и сухими. Комбинации — это композиционные единства, осуществляющие связь окна с интерьером комнаты; в них происходит постепенный переход от холодной графики окна к теплу и уюту жилой комнаты.
При составлении двухслойной комбинации следует соблюдать не только гармоничность входящих в нее занавесей, но и сочетаемость всей композиции с интерьером помещения. Причем шторы должны быть промежуточным, разделительным мазком, выделяющим окно, своего рода рамой картины под названием «окно». Для пояснения принципов построения трехзвенных композиций внутренние занавеси _ шторы — стена (пол, мебель) приведем несколько примеров.
1. Стены — светло-коричневые обои с рисунком в виде ромбовидных фигур, расставленных в шахматном порядке; гардины — белые или светло-желтые с похожим рисунком; шторы — темная желтая охра, без рисунка; пол — темно-красно-коричневый, с крупными геометрическими фигурами.
2.  Стены - почти однотонные обои с бледными, размытыми бело-серо-голубыми разводами; гардины - без рисунка, белые или голубоватые; шторы -234
из тонкой полушерстяной ткани, светло-синие с бирюзовым или темно-желтым рисунком; пол — ковер темно-красный с фиолетово-сиренево-желтыми узорами.
3. Стены — оливкового тона, обои с темно-золотистыми вертикальными узорчатыми полосами; гардины — белые, без рисунка или светло-зеленые «внутренние» шторы из тонкой полупрозрачной ткани с вертикальными мережками; шторы (или шали — для внутренних штор) темно-зеленые с темно-желтыми вертикальными полосами или темно-зеленые, гладкие; мягкая мебель с темно-зеленой велюровой   обивкой.
В заключение темы — несколько слов о карнизах. Прежде всего давайте решим, что такое карниз. Формально - устройство для подвешивания занавесей. Но это с точки зрения * подвешивания». А с точки зрения дизайна, карниз — это отчетливая линия, завершающая композицию оконного декора. Первое, что нужно решить, нужна ли эта линия для вашей композиции. Если вы начинаете верхнюю линию занавесей — допустим, жалюзи, от верхней границы оконного проема, т. е. монтируете их внутри проема, — вам эта линия не нужна. Значит, она должна быть незаметна, как можно тоньше и невыразительнее. Как раз такие, незаметные, карнизы обычно предлагаются в комплекте с жалюзи. Если вы решили, что шторы должны быть подвешены к потолку, появляются муки сомнений — стоит ли подчеркивать линию соединения штор с потолком, а если подчеркивать, то как?
¦ Предположим, что стена, в которой устроен оконный проем, небольшая, и оборудовать окно шторами на всю ее высоту и ширину представляется оче-
видным. Будет ли в этом случае решение отделить шторы от потолка ярко выраженной линией карниза очевидным? Если шторы достаточно темные — вряд ли, так как они сами по себе хорошо отделяют себя от потолка. В этом случае надо подобрать к ним малозаметный карниз и разместить его вплотную к потолку. Таковым будет, например, струнный потолочный карниз или узкий прямоугольный карниз из темного,пластика или металла со скрытым механизмом подвески. Струнный карниз можно прикрыть узким багетом или потолочным плинтусом (блестящее решение, если потолочный плинтус пустить вдоль остальных стен!). Широкий карниз (особенно багетовый) утяжелит композицию; он может быть «допущен» только на высокую и узкую стену и при условии, что расстояние верхнего края оконного проема от потолка составляет не менее полуметра. Второй «незаметный» вариант: узкий карниз абсолютно белого цвета, подвешенный (опять же!) вплотную к потолку.
Если стена широкая (шире 4 м) и высокая (3 м и выше), а окно находится на 0,5—0,7 м от потолка, то между шторами (гардинами) и потолком должна быть линия, чуть выше оконного проема — жирная и красивая. Здесь к месту будут карнизы-штанги, (но только темного цвета) с крупными кольцами-прищепками, да и широкие багетовые придутся ко двору. Единственное, что недопустимо, - безликие, бесцветные и бесформенные карнизы.
Для больших общих комнат уместен парадный вечерний вариант оформления окна: темные, плотные, неблестящие шторы, карниз прикрыт широким экраном, за которым монтируются небольшие галогеновые или люминесцентные светильники, вечером подсвечивающие сверху задвинутые шторы. Эффект потрясающий!