На главную О компании Наши услуги Контакты








ОСНОВНЫЕ СЛАГАЕМЫЕ ИНТЕРЬЕРА ДОМ НАЧИНАЕТСЯ С ДВЕРИ

Из славянского фольклора нам известна притча об избушке на курьих ножках без окон и дверей. Народная фантазия недаром обратилась к столь необычному представлению о ведьмином доме: если без окон жилище человека вполне возможно, то уж без нормальной двери может обойтись разве что ведьма. В этой народной фантазии кроется одно важное для нашей темы положение: одним из главных внешних отличительных признаков жилища человека являются двери.
 Это положение подтверждается и тем историко-архитектурным фактом, что в строительных традициях многих народов искусству сооружения и оформления двери придается едва ли не главное значение. По двери можно судить о добротности дома в целом и о личности его хозяина. В комфортном доме дверь не может быть некомфортной; толковый и заботливый хозяин не оставит без должного внимания такие важные функциональные свойства двери, как плотность и надежность затвора входного проема, а хозяин с чутким художественным вкусом не преминет красиво оформить ее. Дверь, таким образом, можно считать визитной карточкой и дома, и его хозяев.
Заметно развит культ двери в странах с умеренным и холодным климатом: там, где житель юга обойдется открытым проемом (внутри дома, например), северянин непременно поставит дверь. Отсюда и особое внимание последнего к двери как к элементу интерьера жилища. В европейских странах двери отделываются с не меньшим вниманием и тщательностью, чем, скажем, стены или полы. Многочисленные монографии, посвященные дизайну двери, — верное тому свидетельство.
Как это ни может показаться странным, мера «хорошего» отношения к двери неоднозначна и зависит от места ее «службы»: если входная дверь выступает в роли одного из главных элементов фасада дома и является, как мы с вами заключили, его визитной карточкой, то функциональное и эстетическое значение внутренних дверей (а именно они являются предметом нашей темы) не во всех случаях может дать нам повод для их украшения. В самом деле, одно дело — дверь, ведущая в общую комнату, другое — в туалет. В интерьере небольшой комнаты дверь вообще может порой восприниматься просто лишним элементом, который приходится терпеть только по необходимости. Это характерно, например, для микроскопических прихожих большинства наших квартир типового строительства: на пространстве с площадью пола 3—6 кв, м сосредотачиваются 3—4 двери да плюс еще одна-две двери встроенных шкафов. А что можно сказать о двери в стене, сплошь заставленной по необходимости мебелью, как не то, что она является отнюдь не освежающей деталью в весьма скученном интерьере небольшой комнаты? Как бы там ни было, дверь является тем предельно заметным штрихом интерьера, с которым невозможно не считаться. Не случайно увлечение переоборудованием «казенных» дверей
государственного жилища приняло в последние годы такой массовый характер. Однако подробнее об этом чуть позже.
Конструктивно внутренние двери отличаются от наружных (т. е. тех, что ведут в квартиру или дом) разве что большей жесткостью и массивностью да, пожалуй, еще размерами, что бывает, однако, не во всех случаях. Предвидя потенциальные возражения архитекторов, которым, возможно, попадутся на глаза эти строки, надо сказать, что входные двери квартир считаются в профессиональной среде строителей и проектировщиков тоже внутренними. Наружными специалисты называют только те двери, которые ведут в дом. В отличие от внутренних, наружные двери должны всегда открываться наружу, а не внутрь помещения.
Кроме размеров и жесткости, внутренние двери современных квартир отличаются от наружных тем, что не имеют порога, который является обязательным конструктивным элементом наружных дверей. Основными конструктивными элементами дверей являются коробка и дверное полотно, которое и служит собственно дверью. Коробка прикрепляется к проему в стене и обеспечивает функционирование и фиксацию полотна в закрытом положении. Коробка и дверное полотно в сборе называются дверным блоком.
Дверное полотно состоит из рамного каркаса, в который вставляется заполнитель. В качестве заполнителя могут быть использованы стекло, деревянная решетка, служащая основой для сплошной обшивки полотна фанерой или пластиком, струганные фасонные доски из массивной древесины, сбитые по определенному рисунку в щиты (филенки), толстая фанера или древесностружечная плита и т. д. Для внутренних дверей применяются двер-
Ваша квартира
ные полотна со стеклянным заполнением (сплошным или разделенным переплетами), с глухой двухсторонней обивкой поверх рамы и решетчатого заполнителя (так называемые гладкие двери) или филенчатые.
По способу открывания дверного полотна различаются распашные (одно- и двухполотные), раздвижные (одно- и двухполотные) и складные (гар-мончатые)  двери.
В распашных дверях, в отличие от раздвижных и складных, обеспечивается более плотное прилегание дверного полотна к коробке, что улучшает их тепло-и звукоизоляционные свойства по сравнению с другими указанными типами дверей. Их удобнее открывать, они проще по конструкции, так как для них не требуются направляющие устройства. Распашные двери, открываемые вправо (со стороны на себя), называются правыми, открываемые на себя влево, — левыми (рис. 18), соответственно на левые и правые разделяется фурнитура для них — навесные петли, замки, защелки, ручки и т. п. Типовая конструкция распашных однополотных внутренних дверей пред-
ставлена на рис. 19.
Функциональные свойства дверей обусловливаются их размерами, особенностями устройства, материалом, из которого они изготовлены, качеством и способом подгонки дверного полотна. Высота полотна типовых наружных дверей составляет обычно 2,0— 2,1 м, ширина (однополотных дверей) - 0,8—1,0 м, толщина — 40—50 мм; полотна внутренних дверей могут быть уже и такими же по ширине или уже -до 60—70 мм и тоньше — до 30 мм. Понятно, что чем больше дверной проем, тем массивнее должна быть дверь, чтобы в должной мере выполнить свои тепло- и звукоизоляционные функции.
Основными материалами, из которых изготавливаются наружные двери, являются древесина и металл. Металлические двери «холоднее» и прозрачнее на звук, чем деревянные, более шумны в работе и подвержены температурному сжатию и расширению. Лучшим вариантом использования металлической двери является тот, при котором она навешивается параллельно деревянной двери в пределах одного дверного проема. В этом случае она должна открываться наружу, а деревянная дверь - внутрь. Такой тамбурный блок из двух наружных дверей надежно защищает жилище от внешней среды и от непрошеных гостей. Дверной блок вход-
ных дверей может быть выполнен из комбинации металла и дерева, например: коробка и рама полотна — из металла, а обшивка полотна — из дерева.
На изготовление внутренних дверей идет преимущественно древесина или пластик. Двери из пластика отличаются изяществом и легкостью, не требуют окраски, долговечны, но не слишком прочны и хуже защищают помещение от наружного шума. В связи с необходимостью подсветки прихожих, коридоров и других темных помещений дневным светом часть внутренних дверей выполняется со стеклянным заполнителем дверного полотна. Стеклянные двери не так массивны на вид, как филенчатые или гладкие, однако их звукоизоляционные свойства оставляют желать лучшего.
Традиционно в жилище мы имеем дело с распашными однополотными дверями. Они удобнее в пользовании при небольших проемах, чем раздвижные или складные.
К серьезным недостаткам распашных дверей относится потребность в довольно значительном свободном пространстве перед ними, необходимом для их открывания. Именно с этим недостатком, а также с положением дверного проема в стене приходится часто считаться при планировке мебели в помещении.
Самым неудачным для планировки мебели вариантом следует признать тот, при котором входной проем находится на расстоянии менее 1 м от стены, в сторону которой дверь открывается. В этом случае пространство комнаты в пределах ширины дверного полотна практически потеряно для какого-либо предмета обстановки. С другой же стороны такого проема нерационально размещать близко к нему высокую и широкую корпусную мебель (например, шкаф), так как «загнанная» в угол комнаты дверь выглядит от этого еще и «провалившейся». Дверь, находящаяся в торцовой стене прямоугольной комнаты, меньше бросается в глаза 196
и меньше влияет на интерьер комнаты, чем дверь в длинной стене. От положения дверного проема и от характера меблировки комнаты следует исходить при определении характера оформления двери.
• Возьмите на заметку.
Глухие филенчатые двери смотрятся массивнее, чем застекленные и гладкие, И не во всех случаях могут быть лучшим вариантом для интерьера комнаты.
С точки зрения целостного восприятия интерьера помещения дверь является большим «родимым пятном» на стене, и поэтому очень важно верно определить, что с этим пятном надо делать: то ли сделать его менее заметным, то ли замаскировать его под мебель, то ли, наоборот, выделить и сообщить ему декоративные функции с целью украшения стены.
Гармонично вписать дверь в интерьер помещения вам помогут следующие советы.
*    Двери в стене, у которой размещается мебельная секция, должны быть массивными (филенчатыми глухими или с частичным остеклением или гладкими, или гладкими с накладными филенками) и окрашенными под цвет мебели.
*   Если стена с дверным проемом относительно свободна от мебели или вдоль нее размещена невысокая мебель - диван, кресла, комод, стол, тумбочки и т. п., — дверь должна по возможности меньше бросаться в глаза, для чего можно использовать сплошь остекленное или гладкое дверное полотно. Цвет поверхностей дверного проема должен совпадать или быть близким к цвету стены.
При прочих других условиях следует соблюдать следующее правило.
> Правило.
Массивные двери (темные и глухие) не подходят для небольших помещений; в больших помещениях возможны любые варианты.
197
В некоторых случаях оправдано контрастное выделение двери. Рассмотрим несколько возможных вариантов, при которых акцентирование двери играет на руку интерьеру.
Вариант 1. Дверь находится посредине небольшой стены длиной не более 3 м. В этом случае дверь должна играть роль выделяющейся плоскости симметрии стены и имитировать мебель. С этой ролью могут хорошо справиться глухие филенчатые или гладкие с накладными филенками двери, окрашенные под цвет дерева или отделанные шпоном. В простенках по обеим сторонам дверного проема можно установить невысокую и узкую мебель, например: две одинаковые тумбочки или два одинаковых комода, разместив на них настольные лампы или что-либо другое. Боковые простенки можно симметрично украсить картинами в одинаковых рамах; простенок же над дверью желательно замаскировать накладкой из материала, по фактуре и цвету аналогичного материалу двери, например толстой фанерой, отделанной шпоном и наличниками (см. пример подобного решения на рис. 20).
Рис. 20. Пример оформления двери «под мебель» в качестве центра симметрии «неудобной» стены 198
Вариант 2. Дверь (или несколько дверей) находится в большой стене. В этом случае имеет смысл вписать дверь (или двери) в стеллажную мебель, придав дверному блоку контрастную по отношению к мебели окраску. Дверь оказывается в мебельной нише и удачно подыгрывает идее сплошной мебельной стены (рис. 21).   .
Пример контрастного включения двери в мебельную композицию
Разумеется, приведенные варианты — далеко не единственные в «придверном» оформлении интерьера. Эффектно выглядит дверь в «окружении», например, высоких напольных ваз, напольных светильников, подставок-торшеров со скульптурными изделиями на них, этажерок и т. п. Вариант симметричного размещения дверного проема особенно типичен для прихожих. Правда, наружная дверь со стороны прихожей может быть утоплена в нише дверного проема, который в капитальной стене всегда шире дверного блока, и в этом случае заделывать простенок над дверью декоративной панелью, имитирующей продолжение двери, бессмысленно, так как дверь и панель будут находиться в разных плоскостях. Но в остальном принцип оформления околодверного пространства с идеей выделения двери
как центра симметрии интерьерной плоскости не меняется, разве что появляется еще больше возможностей для его реализации. Например, по бокам двери в прихожей помимо тумбочек можно разместить две вешалки для одежды, поставить два одностворчатых шкафа, два пуфика; на простенках повесить одинаковые зеркала или бра.
Вообще, периферийное оформление двери, отдельные примеры которого здесь приведены, относится к важнейшим приемам «встраивания» двери в интерьер помещения. Дверь не должна выделяться в стене: необходимы оформительские связки, обеспечивающие плавное вписание ее в интерьер. Узкий простенок между дверью и перпендикулярной к ней стене — удачное место для размещения настенных предметов декора — вазочек, полочек, небольших картин и фотографий, — которые оптически размоют границу между дверным проемом и этой стеной. Одна большая или несколько небольших картин или ковер на стене рядом с несимметричной дверью сгладят вершину двери, возвышающуюся, например, над диваном (рис. 22). Картина по размеру наддверного стенного проема оригинально завершит, дверное пятно в стене.
Рис. 22. Использование картин на прилегающей к двери стене для включения двери в общую композицию интерьерной панели
Эти и многие другие дизайнерские трюки, которые вы сможете придумать, следуя принципу оптического объединения двери с мебелью и другими формирующими интерьер стенной панели предметами, позволят избежать эффекта «родимого пятна» на стене.
>  Правило.
В небольших помещениях дверь не должна резко выделяться но фоне пола, стен или мебели.
Это правило можно интерпретировать так: в небольших помещениях дверь должна быть оптическим продолжением тех площадей, которые доминируют в интерьере.
Если в комнате, например, покрытие пола — дощатое или паркетное, оформленное под натуральный цвет дерева, и относительно свободно от мебели, есть смысл отделать дверь шпоном или пластиком в виде паркета или дощечек. Отделку стен деревянными рейками необходимо продолжить в отделке двери. А почему бы не отделать дверь пластиковыми плитками, если стены отделаны ими же? Насыщенность рынка клеями с «мертвой хваткой» позволяет реализовать практически любую фантазию, связанную с отделкой дверей. С маскировкой двери в стене, оклеенной обоями или окрашенной поверх штукатурки, дело обстоит еще проще: цвет двери не должен разительно отличаться от цвета стены.
Интересен, хотя и не лишен романтизма, вариант маскировки дверей занавесями из текстиля, который особенно подходит для дверей, близко расположенных к окну (встречаются и такие варианты планировки), - или для дверей, утопленных в толстой (капитальной) стене. Если при этом занавеси на дверях будут такими же, как и на окнах, — прекрасно. Естественно, что занавеси надо красиво оформить склад-
ками и собрать на уровне 0,8—1,0 м от пола «в талию* с помощью декоративных ленточек.
Кроме указанного правила, при оформлении двери не лишне будет руководствоваться следующими положениями.
*   Двери, расположенные напротив окна, не следует лакировать до глянцевого блеска — они будут «давить» отраженным дневным светом.
*    Стиль отделки двери следует сочетать со стилем мебели: двери с рельефными филенками хороши в окружении резной или отделанной накладными филенками мебели; застекленные или глухие будут гармонировать с гладкой мебелью; филенчатые с частичным остеклением будут перекликаться с застекленными дверками секций.
*     В небольших помещениях двери должны быть менее заметны, чем в больших.
*    Двери ванных и туалетных комнат желательно делать с внутренней стороны гладкими (лучший вариант - отделка пластиком): филенки выглядят в санузлах слишком помпезно и требуют более кропотливого ухода для содержания их в чистоте. К тому же у филенчатых дверей есть много потайных уголков для скопления влаги и грязи.
• Возьмите на заметку.
*    На филенчатых дверях скапливается больше пыли и грязи, чем на стеклянных или гладких; особенно в бороздках и стыковочных швах филенок.
*    Подобным недостатком страдают и рифленые поверхности узорчатого стекла, применяемого для остекления дверей.
Не следует также упускать из виду функциональные особенности того или иного типа двери и особые требования, которым они должны удовлетворять.
*    Застекленные двери по соображениям звуко- и свето-изоляции нежелательны для рабочих и детских комнат, спален и кухонь, а также в качестве общих — для
смежных комнат.
* Двери ванных, туалетов и кухонь должны быть обязательно с порогами, тщательно подогнаны под коробку и уплотнены с целью препятствия распространения по дому запахов и шума.
Приемы украшения дверей могут быть самыми разнообразными — здесь все зависит от вкуса и художественного чутья обработчика. Одних вариантов остекления можно насчитать не один десяток, начиная от вида применяемого стекла (см. главу «Домашнее» материаловедение») и кончая его формой. Дверь, застекленная, например, разноцветными стеклами в виде витража, очень оживит лаконичный интерьер прихожей. Филенки также не являются незаменимым средством украшения двери. К примеру, художественная роспись на гладкой двери может быть очень уместна в детской, на кухне, в ванной (при условии, что она сочетается с цветовым оформлением этих помещений). Выразительны гладкие деревянные или пластиковые двери, отделанные резным орнаментом из дерева или литым — из пластика или металла. Весь фокус состоит только в том, чтобы дверь «с претензиями» гармонировала с окружающими предметами помещения. Дверь, отделанная металлическим декором, должна перекликаться с металлическим декором других предметов — светильников, например, металлических вставок и решеток на мебели. Резьба на двери будет выглядеть одиноко, если не будет стилистически повторяться в ножках или спинках диванов или стульев, стойках полок, в углах комодов или тумбочек, в ножках или столешницах столов.
Для наружных дверей «ассортимент» приемов украшения пополняется за счет использования таких деталей, как дверные молотки самых неожиданных конструкций и форм, а также номерных цифр, выполненных в художественной манере, орнаментных накладок вокруг глазков или замочных скважин, подков, накладных розеток или виньеток с инициалами
владельца и т. д. Кое-что можно найти в магазинах,
но если вы хотите, чтобы ваша дверь была неповторима, подобные детали нужно заказывать специалистам в индивидуальном порядке.
Не упускайте из виду еще один прием оформления дверей, а именно: разные способы отделки обеих ее сторон. По какой-то, невесть откуда взявшейся традиции, принято считать, что дверь должна выглядеть одинаково с обеих ее сторон. Почему, спрашивается? Почему нельзя отделать дверь со стороны прихожей белым гладким пластиком, а со стороны жилой комнаты — деревянными филенками, если нужно, чтобы она соответствовала разным стилям обоих помещений?
Еще одна тема для творчества: оформление дверных и открытых проемов в виде арок. Все мы устали от обилия прямых углов в интерьерах наших квартир. Проем в стене в виде изящной арки, дверь с овальным или другим криволинейным очертанием верха вносят свежую и романтичную струю в суровый облик прямоугольного по преимуществу интерьера (рис. 23).
Рис. 23.
Примеры различного оформления арочных проемов:
а, б, в - дверные арочные проемы; г — арочный проем на повороте коридора из одной его части в другую.
Конечно, сделать арочный проем стоит труда и материальных затрат, но оживление, которое он внесет в облик помещения, дороже. Здесь есть, правда, одно существенное «но».
• Возьмите на заметку.
Так как сферические очертания сжимают пространство, арочные проемы выглядят эффектно только тогда, когда они достаточно высоки (выше 2 м).