На главную О компании Наши услуги Контакты








САГА О МЕБЕЛИ-2

Если сказать, что мебель — одно из основных слагаемых интерьера, то, вероятно, это будет не очень оригинально, но тем не менее как-нибудь иначе подчеркнуть значение мебели в интерьере жилища просто невозможно. В этой формулировке намеренно не подчеркивается функциональное значение мебели, ибо оно очевидно и разумеется в первую очередь, когда речь идет о ней. Впрочем, о функциональном значении мебели мы еще поговорим.

Но сначала — о мебели как о неотъемлемой части интерьера жилища.
Появившись в результате прагматичной потребности человека улучшить условия своего существования в индивидуальном жилище, мебель на протяжении тысячелетий развивалась и продолжает развиваться не только как совокупность предметов, необходимых человеку, для того чтобы ему было удобнее есть, работать и отдыхать, т. е. не только в плане улучшения ее комфортных качеств, но и как часть внутренней архитектуры жилища. В связи с этим, по прошествии многих десятков веков после появления дошедших до нас первых образцов мебели, мы можем говорить о ней не только с точки зрения степени ее комфортности и пригодности для выполнения определенных функций человека, но и с точки зрения ее архитектурных достоинств, обобщаемых в понятии «стиль».
И все же: как объяснить понятие «стиль мебели*? Скажем, относится ли понятие «современная мебель» к стилевому? Однозначно положительно ответить на этот вопрос нельзя, и если говорить «да», то только в смысле технологии изготовления и применяемых материалов. Относительно же архитектуры современной (т. е. сделанной в наше время) мебели или, выражаясь иначе — идеологии современной мебели (надеюсь, читатель простит столь вольную метафоричность слова «идеология») понятие «современный стиль» будет некорректным, поскольку в совокупной продукции современной мебели присутствуют отголоски, а то и ясно различимые и чистые «голоса» различных стилей.
Чтобы упростить, давайте условно разделим современную мебель на следующие стилевые группы: мебель массового стиля, мебель авангардистского стиля и мебель стиля ретро. Следует подчеркнуть, что подобное деление весьма условное и упрощенное, так как сегодняшний авангардистский стиль
завтра может стать массовым, а стиль ретро — вообще весьма расплывчатое понятие, ибо содержит указание не на определенный стиль, а на стилизацию в духе какого-то старого стиля. И тем не менее в целях популярности изложения будем пользоваться этими тремя стилевыми градациями.  ,
Но прежде чем продолжить разговор' о стилях мебели и о мебели вообще, сделаем краткий экскурс в историю развития мебельного искусства. Даже столь поверхностное знакомство со стилями предыдущих «поколений» мебели поможет вам осознаннее подходить к выбору мебели полагаясь не только на вкус, который может иногда подвести, но и на определенные знания, с помощью которых можно улавливать стилистические тенденции в мебельной моде и создавать гармоничные интерьерные ансамбли.
Первые дошедшие до нас предметы мебели древних времен относятся к середине II тысячелетия до н. э. (Древний Египет). Затем, как считают искусствоведы и археологи, история мебели находит свое продолжение и развитие в Ассирии (VIII в. до н. э.), Древней Греции (VII в. до н.э.), Персии (VI в. дон. э.). Мебель этого периода изготавливалась преимущественно из древесины, реже — из камня; к более поздним временам относится древняя мебель, изготовленная из металла. Самые древние образцы мебели найдены в усыпальницах египетских фараонов, в частности, в гробнице Тутанхамона. Большинство же моделей древней мебели дошли до нас лишь в эскизах чертежников, составленных по встречавшимся ее изображениям в жанровых сценах на стенах уце-
левших древних сооружений, вазах, в папирусных свитках и т. д. Мебель дохристианского периода истории человечества (в основном, надо полагать, это были стулья, столы, лежаки и ящики для хранения вещей, которые могли также служить в качестве стола или для сидения) отличается массивными, простыми и грубыми формами, незначительным количеством декоративных элементов; однако с точки зрения конструкции имеет сходные с современной черты (рис. 54). Вот, пожалуй, и все, что можно сказать о стиле мебели древнего периода, если вообще можно говорить о нем как о регламенте определенных художественно-конструктивных канонов применительно к имеющимся в распоряжении науки образцам.
Более четко стилевую направленность в изготовлении мебели можно проследить в античной культуре Греции, Рима и Византии, относящейся к периоду между серединой I тысячелетия до н. э. и VIII в. н. э. В это время, наряду с деревом, для изготовления мебели используются камень и бронза.
Появляется компактный вариант стула с широким сиденьем, но без спинки — нечто подобное современной банкетке. Изобретены складные столы и стулья; широкое распространение получают трехножечные столы и стулья; сиденья стульев и изголовья кроватей оборудуются мягкими набивными подушками — первые опыты создания мягкой мебели. Стиль античной мебели характеризуется изысканной формой мебельных ножек -они приобретают изогнутые линии и часто имитируют ноги животных (рис. 55). Сундуки украшаются резьбой, изображающей людей и животных.
Мебель романского стиля характеризуется в противовес античной массивностью и солидностью — в этом стиле приоритетом является ее устойчивость и надежность. Из мебельного декора исчезают изображения зверей и людей, отвергнутые ранним христианством как признак язычества и идолопоклонства. На смену им приходит затейливая, но грубоватая плоская резьба. Появляется металлическая кованая фурнитура — замки, петли, скобы, накладки, — которая служит и для укрепления мебели, и для ее украшения. Древесина, идущая на изготовление мебели, обрабатывается грубо; мебельные опоры и ножки (трудно называть ножками широченные доски и столбики, используемые в качестве мебельных опор в мебели романского стиля) - чрезвычайно тяжеловесны и прямолинейны. Получают распространение шкафы, напоминающие фронтоны романских зданий с двускатным верхом, и мощные крепкие сундуки со слегка закругленной крышкой - первого символа накопительства наступающей эры прагматизма, используемые не только по прямому предназначению, но и для сидения, и в качестве стола
Готический стиль, охватывавший период с XIII до XV столетия, характеризуется сочетанием массивных рамных конструкций втулочного соединения с тонкими заполнениями в виде резных филенок-складок, положивших начало постепенному вытеснению массивной мебели. Техника обработки древесины существенно улучшена, изготовление мебели становится дешевле, а сама она — доступнее большему количеству людей, нежели в предшествующие времена (рис. 57). В этот стилевой период был изобретена скамья со спинкой - прообраз будущего дивана. Все большее распространение получают шкафы, так как появляется больше людей, у которых есть что туда положить.
Мебельные мастера позднего средневековья впервые уловили способ визуального облегчения остававшихся все еще массивными мебельных конструкций резными вставками и типичными для тех времен складчатыми филенками. Рамные конструкции с заполнителями, берущие свое начало в готическом стиле мебели, дошли до нашего времени (разумеется, со стилевыми изменениями), и мы можем видеть их в современных филенчатых дверях или в
Мебель в стилеренессанс (около 1500—1650гг.),
как и мебель романского и готического стилей, выделяется тяжеловесностью, но в отличие от них уделяется гораздо большее внимание декору.   Из
школьных учебников вам известно, что Ренессанс
 (буквально - возрождение) возник на почве ностальгии по античному искусству и во многом следует его традициям, преломленным, однако, в свете нового культурного и технологического опыта европейской цивилизации XVI—XVII вв.
Мебель предшествующих ренессансному стилей всегда заимствовала что-то у архитектуры зданий (колоннолодобные ножки стульев и кроватей — в антике, фронтонообразные фасады шкафов - в рома-нике, оконнообразные рамные конструкции — в готике); в мебельном ренессансе — прилежном ученике антики — влияние архитектуры становится еще более ощутимым. Орнаментальные профили и элементы зданий (такие, как пилястры колонн, карнизы, фризы) отчетливо просматриваются в мебельных изделиях эпохи Ренессанса. Корпусная мебель (сундуки, шкафы) становится похожей на архитектурное сооружение в миниатюре, выполненное с соблюдением основных конструктивных канонов архитектуры зданий с явно выраженной фасадной частью. Резной орнамент мебели становится крупным и рельефным, перекликаясь по форме и стилю с лепным орнаментом фасадов зданий. «Локоны» ионических капителей колонн, резные розетки и маски как центры симметрии фасада, карнизы и цоколи, своды и архитравы — непременные атрибуты мебельных «сооружений» (это слово как нельзя более подходит для общей номинации ренессансной мебели) в духе Ренессанса. Снова входят в моду ножки в виде звериных лап, однако, в отличие от античного стиля, доминируют все же опоры-колонны (рис. 58).
В качестве материала для изготовления мебели начинает использоваться древесина ореха и каштана, более легкая и красивая по текстуре, чем древесина дуба. Создается «деловой» вид мебели - кабинеты (предшественники современных секретеров). Сундуки постепенно вытесняются шкафами.
Стиль барокко (XVII в.) — это прежде всего роскошь и пышность декора. Непременным атрибутом мебели в стиле барокко является орнамент, который отличается от тяжеловесного и очень рельефного ре-яессансного орнамента легкостью и конкретностью рисунка, тонкостью и проработанностью линий, более организованным распределением по поверхности и более овеществленными сюжетными мотивами с изображениями ллщ, животных, ветвей деревьев, фруктовых плодов, ангелоподобных существ и т. д. Сам орнамент начинает использоваться как привнесенный в мебель элемент, изготавливаемый отдельно от мебельных деталей и накладываемый на нее в процессе отделки.
Мебельные формы приобретают более замысловатые лшши; традиционно плоский верх корпусной мебели ренессансвого стиля в барокко трансформируется порой в изогнутый. То же самое происходит с боковыми гранями — часто, если не сказать по преимуществу, они приобретают криволинейные очерта-
ния. Архитектурные детали в виде пилястр и колонн все еще используются в мебели этого стиля, но просматриваются уже не так отчетливо и назойливо, как в мебели Ренессанса. Заметно изменяется форма ножек корпусной мебели: они становятся выше и изящнее, нежели мебельные ножки предшествующих стилей. Ножки столов и стульев утончаются, появляются ножки-балясины (точеные столбики с опорными элементами, используемые теперь в основном для устройства лестничных ограждений с перилами).
Изобретается способ фанеровки мебели, используется фанера из древесины орехового дерева, иногда -в сочетании с фанерой из других видов древесины. Мебель барокко очень светлая — для ее окраски используются светлые лаки и окраска накладных деталей орнамента под цвет золота. Появляются и становятся модными комоды с многочисленными ящиками и комоды с надстроенными шкафчиками — предшественники сервантов.
Стиль рококо унаследовал от барокко пышность и роскошность форм, придав им черты изощренной утонченности и пресыщенности. Наиболее яркое и классическое воплощение рококо получил во Франции в период правления Людовика XV (1715—1774), в связи с чем французская ветвь рококо называется иногда его именем (стиль Людовика XV). Мебель рококо была распространена во всей Европе, в том числе и в Российской империи (не забывайте, что прерогативой владения стильной мебелью всегда обладали правители государств, княжеств, феодальных поместий и вельможная знать; в России — тем более).
Мебель стиля рококо замечательна изяществом, элегантностью и витиеватостью форм. Прямоугольные рамные конструкции, так долго господствовавшие в мебельном искусстве, в рококо окончательно уступают место многоступенчатым несущим рамным окантовкам, изогнутым в плавные, волнообразные, линии. Изящнее и стройнее становятся ножки стульев, кресел и столов; корпусная мебель становится менее тяжеловесной, хотя во многом повторяет еще находки барокко. Отличительной чертой мебели рококо для сидения, наряду с изогнутостью профилей, являются высокие сплошные спинки и закрытые подлокотники.
Претерпел изменения в рококо и орнамент, который приобретает вид сплетений повторяющихся или идентичных элементов — листвы, геометрических фигур и т. д., сочлененных порой с большим художественным мастерством и вкусом. Значительное место в декоре мебели начинает занимать ленточный орнамент, выступающий или в качестве завершающего орнаментальную композицию декора, или как самостоятельный и единственный элемент орнаментной окантовки мебельной детали. Развивается такой вид мебельного декора, как инкрустация из металлов и набивочные узоры на тканях. Ткань как обивоч-
и декоративный элемент впервые широко внедряется в мебельное производство именно в период господства рококо. Любимые цветовые тона мебели — светлые, любимые цвета обивки — белый и золотой. Тем не менее рококо не чужда и мебель из темных пород древесины — красного дерева, палисандра, вишни, пальмового дерева.
Особенно много новшеств привнес рококо в модельный ряд мебели. Мебель для сидения становится преимущественно мягкой; для ее обивки используются тончайшие и дорогие ткани. Появляются застекленные шкафы-витрины — провозвестники современных горок; распространяется и входит в моду специализированная мебель: хитроумные дамски» секретеры со множеством ящичков и тайников для писем, лент или булавок, со складными зеркалами; кофейные столики и столики для завтрака в постели, ночные прикроватные столики; письменные ж швейные столы; угловые комоды и т. д. Кресла я стулья отличаются широкими сиденьями и спинками (рис. 60). Излюбленной мебелью для отдыха становятся канапе — небольшие диваны с высоко поднятыми спинками. Мебель стиля рококо — прелюдия комфортности и функциональности мебелж в современном понимании.
Бурные политические и идеологические подвижки в Европе в конце XVIII столетия привели к пе-t реоценке культурного и художественного наследия прошлых времен, выразившейся в стремлении к возрождению в искусстве и архитектуре классических античных ясных и четких линий и форм. В мебельном искусстве, как и в других видах искусства, наступил период классицизма, характеризующийся возвратом к прямым линиям и четким членением конструктивных элементов, копирующих архитектонику (закономерности построения)
античных сооружений. Четырехгранные или круглые ножки столов и стульев, прямоугольные остовы комодов и шкафов, карнизы и пилястры, розетки и скульптурные колоннады — весь этот антураж античной архитектуры снова привлекается на вооружение мебельными мастерами.
В комодах, письменных столах, секретерах, дамских бюро доминируют плоские поверхности; спинки и сиденья мягкой мебели становятся по большей части прямоугольными (рис.  61).
Одно из поздних течений классицизма — ампир (первая четверть XIX в.), возникшее в наполеоновской Франции (фр. empire - империя), углубляется еще дальше в художественно-прикладную ретроспективу веков — наряду с античной монументальностью привносимых в мебель форм, используются приемы древнеримского и даже древнеегипетского декора — «звериные лапки», сфинксы и т. д. (рис. 61в)
В отличие от барокко и рококо, классицизм почти равнодушен к изощренному витиеватому орнаменту, предпочитая ему более строгие линейные орнаментные композиции в виде геометрического греческого орнамента (рис. 61а), лавровых гирлянд и сплетений цветков - излюбленный декор древней греко-римской цивилизации.
Поверхности мебели отделываются преимущественно фанеровкой из красного дерева в сочетании с более светлыми древесинами туи, палисандра и другими экзотическими породами древесины. Для классицизма характерно стремление к много-цветию в отделке мебели. Ведущие декоративные цвета - золотой и черный, получаемый при покрытии поверхностей черным лаком. Широко используется мозаичная инкрустация плоских поверхностей глянцевидными пластинками, окрашенными в такие необычные для мебели цвета, как красный,
голубой и зеленый. 292
Из новых типов мебели к достижениям классицизма можно отнести письменные столы и секретеры с надстройками в виде шкафов для хранения книг и бумаг (рис. 61г—е).
В период буржуазных революций в Европе во второй четверти XIX в. мебель аристократических стилей трансформируется под влиянием буржуазного прагматизма и становится достоянием более широких масс зажиточного населения. Наиболее яркое воплощение новые буржуазные тенденции в мебельном искусстве получили в стиле бидермейер, распространившемся в Германии, Австрии ж других европейских странах, в том числе и в России (рис. 62). Стиль бидермейер не произвел переворота в мебельном искусстве — он явился следствием буржуазной практичности в отборе и сочетании наиболее привлекательных с точки зрения бюргера форм и черт предшествующих стилей. Главной отличительной чертой мебельного стиля бидермейер становится, как вы уже, наверное, догадались, не декоративность, а практичность, т. е. функциональ-
ность мебели — тенденция, сохранившаяся до наших времен. Конечно, формы воплощения этой тенденции в стиле бидермейер далеки от нынешних — не следует забывать, что он возник не на самостоятельном культурном плацдарме, а вследствие преемственности аристократических культурных традиций растущим буржуазным слоем населения, во многом стремившемся тогда подражать высшей зната. Из стилей прошлых эпох в бидермейере прижились плавные изогнутые формы рококо, привлекавшие бюргера аристократическим изяществом и утонченностью. В то же время золотистая мишура отделки мебели стиля классицизма претит демократическому вкусу выходцев из народных глубин, которые ценят в мебели прежде всего уют и комфорт. Деловой бюргер предпочитает швейные столы и буфеты, а после трудов праведных любит отдохнуть на глубокой и мягкой софе, которая становится излюбленной принадлежностью меблировки буржуазного дома.
Бидермейеру не чужд орнамент, и здесь, как и в мебельных формах, он не совершил открытий, используя мотивы чуть ли не всех стилей, но его орнамент более сдержан по рисунку и насыщенности. Бидермейер, как уже упоминалось, — довольно эклектичный стиль, в котором трудно выделить отдельные новые отличительные черты. Смешение стилей и упрощенное подражательство как раз и являются общим признаком мебели бидермейер. Тем не менее для нас он интересен тем, что был первой попыткой приспособления форм аристократической мебели для нужд буржуазного дома, а знаменателен тем, что на долгие последующие годы определил прием сочетания в мебели элементов различных уже пройденных стилей, до сих пор реализующийся и современном мебельном искусстве под обобщенным названием стиля ретро.
Дальнейший путь мебельное искусство проходит во второй половине XIX в. в бидермейеровском духе реанимации традиций классических стилей (под классическими в данном случае подразумеваются стили антика, готика, ренессанс, барокко, рококо и классицизм), с одной стороны (рис. 63), и под влиянием реформаторских движений, связанных преимущественно с английскими дизайнерами ж осуществлявшихся под лозунгом соединения искусства с промышленным производством, с другой.
С одной стороны, мебельное искусство подвержено сильному влиянию классики, в частности — рококо, проявившейся в течении, названном неорококо. Реминисценции в духе бидермейера дали направление для формирования некоторых отдельных стилей европейской мебели XIX в. В Австрии в 50-х гг. венским мастером Михаэлем Тонетом был открыт способ гнутья круглой древесины бука, положенный в основу промышленного изготовления легкой и прочной мебели в стиле рококо. Мебель этого типа, отличавшаяся искусно согнутыми круглыми конструктивными элементами, изготовленными преимущественно из древесины бука, получила название «венской» и стала на долгие годы очень популярна в Европе, в том числе и в России. Французское течение неорококо было названо стилем Наполеона III. Элементы антики и готики оказали сильное влияние на мебель, пользовавшуюся популярностью в аристократических и буржуазных домах Англии во второй половине XIX в. и названную по имени правящей королевы «викторианской».
С другой стороны, вторая половина XIX в. отмечена реформаторскими движениями в мебельном дизайне. Создаваемая основоположниками этого
движения мебель отличалась функциональностью, 298
рациональностью конструкции, индустриальностью форм, заменой «растительного» орнамента стилизацией в виде вязи элегантно изогнутых абстрактных линий (рис. 64). После Всемирной промышленной выставки в Париже (1900г.) новации дизайнеров направлений «Искусства и ремесла» н «Новое искусство» стали выделять как новый самостоятельный стиль в мебельном искусстве. Движения «Искусства и ремесла» и «Новое искусство» во многом определили направление развития мебельного дизайна XX столетия.
Потребность в механизации и массовости производства мебели в XX в. привела к упрощению форм отдельных составляющих мебельных изделий элементов при одновременном усложнении их совокупной формы и стремлении к оригинальности, Мебельная продукция начинает четко разделяться на массовую и единичную с использованием ручной обработки отдельных деталей.
Дизайн стиля модерн, господствовавший в 20-е годы, ориентировался исключительно на создание новых форм, полностью игнорируя приемы предшествующих стилей и такой важный художественный элемент, как декор. Этот стиль во многом определился под влиянием таких абстракционистских течений в искусстве, как конструктивизм и кубизм. Современная модульная и блочная мебель во многом обязана «кубическим» течениям этого стиля 300
(рис. 65а), а различные конструкции нынешней авангардистской мебели для работы и отдыха берут свое идейное начало в его конструктивистских поисках (рис.655—г).
Доминирующей идеей мебели стиля модерн является функциональность при максимальной лаконичности форм. Каждый изгиб мебельной конструкции, каждая прямая линия или угол должны быть, в понимании модернистов, оправданы функционально, а не эстетически. Дизайн в понимании модернистов был категорией скорее технической, социальной и производственной, чем эстетической. Красоту мебельных форм ' они видели в подчеркнутой логичности и экономичности конструкции изделия. Для этого они широко использовали более пластичные и более устойчивые к нагрузкам материалы, чем традиционная древесина, — металлы и пластики. В качестве сидений и спинок стульев и кресел предлагались растянутые между опорными конструкциями плотная ткань или  кожа.
В период модернизма зародился принцип стандартизации мебели, основоположником которого был великий французский архитектор Ле Корбюзье. Он разделил всю мебель на три функциональные категории: столы, стулья и полки — открытые или закрытые и разработал для каждой из этих категорий стандартные формы, которые должны были определять универсальность мебели. Стандартный стол Ле Корбюзье -это многоцелевой стол, стул предназначен и для отдыха и для работы, а шкаф — это система блоков, которые можно группировать по своему усмотрению.
Находки, принципы и приемы модернистов лежат в основе многих типов современной мебели.
***
О стиле или стилях современной мебели, как уже подчеркивалось в преамбуле этого раздела, однозначно говорить чрезвычайно сложно. Речь может идти скорее об отсутствии какого-либо определенного общего стиля — настолько широк и подвижен охват дизайнерских приемов, опирающихся на достижения мебельного искусства предшествующих культурных эпох и периодов. Более четко можно говорить об одной общей тенденции, которой руководствуются передовые мебельные дизайнеры мира, — стремлении оперативно откликаться на растущие требования людей к максимальной функциональности и комфортности мебели в сочетании с многообразием и периодическим варьированием ее форм.
И еще одна тенденция, относящаяся скорее к потребительским, нежели стилевым свойствам мебели, — ее ангажированность в зависимости от быстро меняющейся моды. Соответствие моде — вот единственный признак стильности мебели, признаваемый массовым потребителем. В жертву моде приносятся порой и функциональность, и комфортабельность мебели, и сочетаемость ее с прочими слагаемыми интерьера жилища. Мода определяет и отношение к эстетическим качествам мебели: модная мебель представляется нам красивой; вышедшая из моды теряет привлекательность в наших глазах. Так было и будет всегда. Массовый стиль мебели — это стиль, определяемый господствующей в данный момент модой. Наши эстетические взгляды являются производными от господствующей моды, следовательно, подвержены так же, как и мода, переоценкам, и об этом всегда надо помнить, когда возникает необходимость в покупке мебели. Единственным надежным критерием оценки мебели массового стиля может быть только степень ее функциональности. Красивая с точки зрения моды, но неудобная мебель не вы-

держивает проверки временем и стареет гораздо быстрее, чем удобная и практичная. Однако лозунг модернистов «красиво то, что функционально», как показало время, тоже не удовлетворяет человека. Сегодня более приемлемым для нас является лозунг «красивое должно быть функциональным», и именно им следует руководствоваться, если мы хотим, чтобы мебель в нашем доме надолго сохраняла свою привлекательность. Этот лозунг, трансформированный в правило, выглядит так.
>  Правило.
Мебель должна прежде всего максимально соответствовать своему функциональному назначению, а затем уже — эстетическим канонам определенного стиля.
Красивое, но неудобное кресло, возможно, и будет украшать интерьер вашей комнаты, но если от сидения в нем вы не будете получать удовольствие, считайте, что это лишняя вещь в вашем доме. Комфортность в сочетании со стильностью — вот та основа, на которой должен строиться подбор мебели для вашего дома. Но есть одно существенное «но», которое нельзя игнорировать при меблировке: мебель должна соответствовать интерьеру помещения и его объемам. Массивная мебель будет выглядеть еще массивнее в небольшом помещении. Антикварная мебель или мебель стилизованная, скажем, под стиль рококо, требует соответствующего оформления интерьера: узорчатых ковров светлых тонов, тяжелых занавесей на окнах, рельефного оканто-вочного орнамента на стенах с сочетанием белого и золотистого цветов. Необычные формы и нетрадиционные материалы авангардистской мебели требуют соответствующего нестандартного интерьерного окружения.
>   Правило.
Стиль мебели должен соответствовать стилю оформления остального  интерьерного наполнения  помещения. 304
Более того: если в прошедшие века стиль оформления ограждений помещения влиял на стиль мебели, то теперь можно смело утверждать, что в настоящее время именно стиль мебели является главным в стиле оформления интерьера жилища в целом. Отчасти это вызвано тем, что в наш прагматический век требования к комфортности и функциональности мебели изменяются быстрее, чем требования к оформлению стен, пола, потолка, окон и т. д., а следовательно, и сама мебель, в сравнении с другими составляющими жилого интерьера, интенсивнее меняет свою архитектурную идеологию, что и определяет ее нынешнее лидерство в эстетическом обустройстве жилища.
Гармония мебели с интерьером помещения должна быть не только в стилевом, но и в цветовом аспекте. В последнем возможны два варианта: отделка жнтерьера под цвет мебели, и в этом случае мебель «вдавливается» в стены, или отделка стен и пола контрастными по отношению к мебели цветами, и в этом случае мебель «отталкивается» от стен.
• Возьмите на заметку.
Отделка стен и пола под цвет мебели подходит для небольших помещений с невыразительной мебелью; контрастное сочетание цвета мебели, стен и пола — для больших помещений и для стильной и оригинальной мебели.
Важно различать понятия «стиль мебели» и «стиль меблировки». Стиль мебели - это ее архитектура, исполненная по определенным канонам, стиль меблировки — это способ сочетания и расстановки мебельных единиц. В одном помещении может присутствовать мебель одного или различных стилевых направлений, расставленная поодиночке, сгруппированная или сблокированная определенным образом. Мебель может располагаться вдоль стен или отдаляться от них во внутреннее пространство комнаты. Последний вариант

особенно относится к мебели для отдыха. Традиционный принцип расстановки мебели вдоль стен помещения подвергается серьезной ревизии. Многие архитекторы в проектах меблировки помещений располагают в определенных случаях шкафы, диваны, стеллажи, комоды длинной стороной перпендикулярно к стенам, создавая с помощью таких мебельных перегородок функциональные карманы в помещении.
Это придает интерьеру помещения интересную архитектонику и позволяет уходить от скучной монотонности больших прямоугольных пространств. Однако принцип перпендикулярной расстановкж мебели пригоден только для больших помещений.
• Возьмите на заметку.
Перпендикулярная расстановка мебели визуально укорачивает линейные размеры помещения.
Интересен вариант, при котором каждое помещение дома или квартиры обставляется мебелью различных стилей, например: прихожая — в стиле ретро; гостиная — в авангардистском, кабинет — в деловом, а спальня — в массовом стиле. Возможен также вариант смешения мебельных стилей в пределах одной комнаты, но при этом надо соблюдать следующее правило.
> Правило.
В пределах одного помещения должен доминировать один стиль мебели; мебель же другого стиля должна инсталлироваться в него в виде небольших групповых вкраплений.
Если комната меблирована, например, корпусной мебелью массового стиля, то можно оттенить ее современный и стандартный облик ансамблем, состоящим из стилизованных под рококо или ампир канапе и кофейного столика. Другой вариант стилевого контрас-306
та - обеденный стол и стулья в духе венской мебели. В противовес комплекту модной мягкой мебели, занимающей полкомнаты, можно установить антикварный комод с антикварным же подсвечником или часами на нем. Витринный шкаф с пилястрами и карнизом и в классическом стиле будет неожиданной и эффектной деталью в ультрасовременном интерьере гостиной. Устаревшую немодную меблировку можно «реабилитировать» каким-нибудь ансамблем из авангардистских кресел и журнального столика.
При смешанной меблировке очень важно не потерять чувства меры в соотношении общих площадей мебели разных стилей. При равных количественных пропорциях сочетание разных стилей в одной комнате будет носить явно выраженный эклектический характер и намекать на отсутствие стилевого вкуса у хозяина дома.
> Правило.
Избегайте меблировки в стиле ретро, собирая в одних стенах мебель разных старых стилей, — комната, меблированная таким образом, будет похожа на музей мебели.
Особого внимания при выборе мебели, как мы уже договорились, заслуживают ее функциональные свойства.
В функциональном плане современную мебель можно разделить на мебель для отдыха, мебель для приема пищи, мебель для работы и мебель для храпения и установки вещей.
Мебель для отдыха относится к важнейшим и непременным составляющим меблировки любого жилища. Она призвана поддерживать самую важную функцию жилища - функцию отдыха. От того,

как мы отдыхаем, зависит весь потенциал нашей жизнедеятельности и в конечном итоге — наше здоровье. Напрасно один из героев романа Чернышевского «Что делать?» приучал себя спать на гвоздях — ничего хорошего из этого не получилось бы. ОтДыхать надо удобно, а удобно отдыхать можно только на удобной мебели.
Мебель для отдыха включает в себя мебель для сидения, мебель для лежания, журнальные столы и ночные столики или тумбочки, которые называют еще   прикроватными.
В основном мебель для сидения и лежания изготавливается с эластичными опорными поверхностями, и этот конструктивный признак положен в основу ее потребительского названия — мягкая мебель. На рынке мебели к мягкой мебели принято причислять только диваны, кресла и особую разновидность стульев — банкетки и пуфики, что в принципе неверно, так как кровати, мягкие стулья и рабочие кресла также относятся к мягкой мебели.