На главную О компании Наши услуги Контакты








САМЫЙ СВЕТЛЫЙ МАТЕРИАЛ

Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о стекле — одном из любимейших материалов, прижившемся в обиталище человека. Нам кажется, что мы знаем все о характере и сфере применения стекла в быту, о его хрупкости, нелюбви к грязи, капризном и коварном нраве. Наше отношение к стеклу двойственно: с одной стороны, мы любим смотреть на него, с другой - не любим иметь с ним дело; с одной стороны, оно воспринимается нами как холодная и отчужденная «вещь в себе», с другой — не мыслим своего существования без него.
В домашнем обиходе мы пользуемся стеклом преимущественно в утилитарных целях - ограждаем им помещения (оконные и дверные стекла), высвечиваем внутренности посудных и книжных шкафов, используем для отражения, пьем и едим из стеклянной посуды. Охотно используем мы стекло в декоративных целях, украшая интерьеры жилых комнат различными изделиями из стекла.
Функциональные возможности стекла в сфере применения его в жилище далеко не исчерпаны и могут быть расширены как по линии применения нетрадиционных для жилища видов стекла, так и по линии применения его в новых функциональных сферах, например, в качестве мебели. Как и все искусственные материалы, стекло будет занимать все большее и большее место в интерьере жилого дома. Наступление стекла на жилище сдерживается лишь относительно дорогой пока технологией изготовления небьющихся, термостойких и других специальных видов стекол.
Пока же самый распространенный в быту вид стекла - оконное стекло. Оконное стекло изготавливается в виде листов с максимальными размерами 1,6x2,2ми толщиной от 2 до 6мм- Оконное стекло пропускает 85—90% лучей видимой части спектра и практически не пропускает ультрафиолетовые лучи.
Более практично для применения в быту закаленное стекло, которое имеет высокую механическую прочность и термостойкость. Закаленное стекло в 5— 6 раз прочнее обычного на изгиб и удар, а его термостойкость выше в 2 раза. Характер разрушения закаленного стекла более безопасный, чем оконного. Особая разновидность закаленного стекла используется для производства небьющейся термостойкой посуды.
• Возьмите на заметку.
При попадании холодной воды на термостойкое стекло, нагретое до температуры свыше 300 °С (например, посуды из термостойкого стекла в духовке), оно может разрушиться.
Еще один вид стекла повышенной прочности — армированное стекло. Это — листовое стекло, усиленное проволочной сеткой. Как и закаленное стекло, армированное стекло безопасно, поскольку при разрушении от механических и тепловых воздействий осколки удерживаются сеткой. Армированное стекло может быть с гладкой, кованой или узорчатой поверхностью, плоским и волнистым, бесцветным и цветным. В жилых домах применяется в основном для заполнения дверей, устройства душевых кабинок, ограждений балконов.
К безопасным стеклам, не дающим при разрушении осколков, относится и трехслойное стекло - триплекс (от латинского triplex - тройной). При ударе такое стекло только растрескивается. Для изготовления триплекса используется обычное стекло. Два листа стекла склеиваются между собой прозрачным органическим веществом, например,  поливинилбутиральной пленкой,  которая
помещается между стеклами, и вся трехслойная заготовка подвергается прессованию. Цветной триплекс может быть использован для витражных окон, декоративных ширм-перегородок, ограждений балконов и т. п.
Узорчатое и волнистое стекла относятся к декоративным видам стекла. Такие стекла рассеивают падающий на них свет и могут быть использованы для остекления оконных и дверных проемов, террас, мебели и т. д. Они бывают бесцветными и цветными.
Матовое стекло (гладкое и узорчатое) применяется для остекления дверей, окон (в технических и санитарно-бытовых помещениях), в плафонах светильников, в посудных изделиях. Дает приятный, молочно-белый свет, но в качестве остекления плохо вписывается в интерьер жилой комнаты.
Солнце- и теплозащитное стекло изготавливают из стекломассы, в которую вводят оксиды кобальта, никеля и железа, или путем аэрозольной обработки поверхности стекла специальными растворами. Солнцезащитное стекло задерживает 30— 70% лучей видимого спектра и 40—60% тепловых лучей; теплозащитное задерживает 75% теплового излучения солнца. Поглощая тепловые лучи, стекла подвергаются температурным деформациям, что должно учитываться при их креплении.
Солнце- и теплозащитные стекла варьируются по цвету — от коричневато-серого до нейтрально-серого, придают комнате теплый цветовой оттенок, приятно смягчают вид окна и могут быть использованы в качестве декоративного элемента интерьера жилища при условии, что свет, пропускаемый ими, достаточен для нормального освещения помещения. Прекрасно сочетаются с цветными алюминиевыми и пластиковыми рамами, а также с деревянными рамами естественного цвета темных древесных пород; 146
украшают окно с наружной стороны дома, приобретая при ярком дневном свете зеркальный блеск; хорошо скрывают помещения от взглядов извне.
Цветное стекло (листовое светопроницаемое) -достаточно экзотичный пока материал в жилище. Выпускается двух видов: однослойное, окрашенное в массе, и двухслойное, накладное, изготовленное из бесцветной стекломассы с цветным накладным слоем толщиной до 1 мм. Коэффициент светопропускания цветного стекла изменяется в широком диапазоне (1—80%) в зависимости от цвета, интенсивности окраски и толщины листа. Цветное стекло очень интересно смотрится в интерьере отделанных деревом летних помещений в качестве витражных вставок в окнах, остекления дверей и перегородок. Хорошо гармонирует с деревом и камнем.
Разновидностью цветного стекла является тонированное стекло, приобретающее прогрессирующую популярность в качестве декоративного элемента жилого помещения. Эстетические свойства этого стекла определяют глубина тонировки (от прозрачной до полупрозрачной) и ее цвет (от коричневого до серо-черного).
Корпусная мебель со вставками из тонированного стекла выглядит очень импозантно.
Столешницы из толстого тонированного стекла очень элегантны, а двери, остекленные им, гармонично сочетаются с мебелью и выглядят не столь «легкомысленно», как при остеклении бесцветным стеклом. Правда, при остеклении дверей тонированным стеклом следует учитывать их низкую светопропус-каемостъ.
Наложенное на непрозрачный фон, тонированное стекло приобретает отражательную способность, близкую к зеркальной, и может быть использовано для отделки невысоких потолков в сухих
помещениях.
•  Возьмите на заметку.
На тонированном стекле очень заметны жировые пятна от рук, грязевые пятна и пыль.
Во внутренней отделке жилых помещений используется цветное облицовочное стекло - марблит (от английского marble - мрамор), представляющий собой разновидность непрозрачного (глушеного), окрашенного в массе утолщенного листового стекла. Марблит бывает молочно-белым, мраморовидным, черным. Марблит применяется для облицовки стен ванных, туалетов, кухонь, каминов, печей в виде плиток и листов.
Мозаичные плитки из цветного глушеного стекла — прекрасный материал для художественно-декоративных розеток при облицовке стен керамическим плитками или декоративной штукатуркой.
Зеркала, помимо своего основного назначения — отражения помещенных перед ними предметов, используются в интерьере как средство создания иллюзорно расширенного пространства.
•  Возьмите на заметку.
Выражение «кривое зеркало» не так уж метафорично для наших дней: и сейчас еще изготавливаются порой зеркала, с искажением отражающие предметы. Качество отражения зеркала зависит от степени ровности и гладкости применяемого для его изготовления стекла. Кривизна стекла наиболее заметна при взгляде на него под острым углом.
В последнее время наметилась явная тенденция использования зеркал в качестве облицовочного материала для отделки стен и потолков помещений жилых домов. Эстетически оправданным этот новомодный прием отделки домашнего интерьера, пришедший из общественных зданий, вряд ли можно назвать, хотя достигаемый им эффект расшире-148
ния пространства актуален в большей степени для жилых, нежели для общественных помещений. Фантасмагория размноженных стен и предметов воспринимается в относительно небольших помещениях жилища более назойливо, чем в просторных вестибюлях общественных или производственных зданий. Небольшая прихожая современной квартиры, задрапированная зеркалами, напоминает, скорее, примерочную швейного ателье, а не место, попадая в которое человек настраивается на домашний лад. Отделка же зеркальным стеклом потолков как прием расширения пространства вообще не имеет смысла в жилом помещении, так как при низких потолках зеркальное отражение не видно при естественном положении глаз человека (задирать голову, чтобы увидеть уходящий в бесконечность потолок, вряд ли удобно), а в жилых комнатах с высокими потолками в иллюзорном поднятии их нет надобности — это создаст ощущение дискомфорта.
А вот использование зеркал как средства подсветки помещений может быть выигрышным не только функционально, но и эстетически. Для этого нет необходимости в большом количестве зеркал -нужно одно относительно большое зеркало, отражающее свет окна в теневую часть комнаты.
Привлекательным строительным материалом из стекла являются стеклоблоки. В жилище они могут использоваться для устройства светопропускаю-щих перегородок (например, между комнатами с окном и не имеющими окон прихожей, ванной и т. п.), самонесущих стен террас, глухих окон в туалетах и ванных и т. д.
Стеклоблоки — это пустотелые одно- или двухкамерные стеклянные камни, изготавливаемые сваркой двух отпрессованных полублоков. При изготовлении двухкамерных стеклоблоков между свариваемыми половинками помещается тонкий стек-
лянный лист. В процессе герметической сварки в блоке создается частичное разряжение воздуха, повышающее  теплоизоляционные свойства.
Обычно блоки имеют форму параллелепипедов (194x194x98, 244x244x98 и др.), но могут изготавливаться и других форм, в том числе криволинейными угловыми. Масса блоков 2,4 и 4,3 кг. Блоки изготавливаются из бесцветного и цветного стекла, светоп-розрачными, светорассеивающими и светонаправля-ющими, для чего на внутренней поверхности каждого полублока имеется соответствующий рельеф.
Эстетические свойства перегородок из стеклоблоков (как и перегородок из других стеклянных конструкций) заключаются в том, что они эффектно воспринимаются только в подсвечиваемом помещении, т. е. с их «светящейся» стороны, которая является тыльной по отношению к источнику света. Со стороны помещения с окном они выглядят как ледяная стена, что не очень-то приятно, например, для жилой комнаты. Избавиться от «ледяных* ассоциаций можно с помощью драпировки перегородки шторами из легких полупрозрачных тканей, например, так, как это изображено на рис. 17.
Стеклянная перегородка,  декорированная легкими шторами со стороны светлой комнаты
• Возьмите на заметку.
Стеклянная стена более выразительна, если расположена напротив окна.
Эстетические свойства стекла (хрусталя тоже как природного стекла) не вызывают сомнений — это один из немногих материалов, духовно преобразивших человека. Вызывают сомнение лишь наши способности умело использовать эстетику стекла: мы не умеем вписывать его в интерьер жилища, В одних случаях мы относимся к нему почти благоговейно, устраивая с его участием витрины с образцами винно-водочной посуды всевозможных калибров и форм, в других пренебрегаем его основным эстетическим свойством -служить осветляющим фоном для интерьера. Поместите фотографию, рисунок или книгу под стекло, и они заговорят с вами по-новому. Является ли украшением окна цветной витраж? Нет. Он является украшением стены, в которой находится витражное окно. Стекло — это застывшая форма света, а свет не может быть украшением — свет может только украшать. Интерьеры, в которых присутствует стекло, — легче и просторнее.
Тем не менее избыток стекла в одном замкнутом пространстве может привести к снижению его эстетического воздействия. Чувство меры - вот основной принцип при использовании стекла в интерьере жилища. Стекло — холодный материал, по ассоциациям — близкий к воде, и в комнате, заполненной стеклянными шкафами, полками, столами, светильниками, вазами, портретами под стеклом и т. п., ограниченной к тому же большими окнами и стеклянными перегородками дверей или ширм, можно почувствовать себя так же неуютно, как в лодке посреди водоема.

Эстетически неудачно выглядит и нагромождение стекла в отдельной части интерьера. Плохо, когда на комоде или на полке стоят хрустальная ваза и часы в корпусе из органического стекла; не интересно, когда на стеклянном журнальном столике стоит телефон в корпусе типа «под стекло»; скучно, когда рядом с остекленной дверью висит остекленная репродукция картины, а за прозрачным стеклом полки стоят классические рюмки и фужеры вокруг графина из хрусталя. Не выставляйте на обозрение, рюмки и фужеры, они должны стоять во время еды на столе, а не «в почетном карауле» в серванте, которому место в столовой или на кухне — рюмочки на его застекленных полках там более уместны. Если же другого места для него нет, вставьте в него узорчатое, гравированное или тонированное стекло — выглядеть он будет лучше, чем с просвеченными стеклянными внутренностями, какими бы красивыми они ни были.
> Правило.
Стекло должно быть равномерно вкраплено в интерьер комйаты.
Любое стеклянное изделие, будь оно плоским листом (оконным, дверным, мебельным) или каким-нибудь предметом (вазой, декоративным шаром или кубом, пепельницей и т. д.), чтобы «заиграть», должно иметь оправу. Под оправой здесь подразумевается не только непосредственное обрамление в виде рамки (для зеркал, например) или мебельных (столярных) элементов» но и фоновое обрамление. Поставьте стеклянную вазу на фоне окна, а затем на фоне темной стены или мебельного изделия, и вы убедитесь в том, что стеклу обязательно нужна   оправа.
• Возьмите на заметку.
Стекло, как и драгоценные камни, любит оправу.
Кроме оправы, в усилении эстетических свойств стекла играет роль освещение. Стекло только тогда раскроется полностью, когда оно правильно освещено. Стеклянный предмет, стоящий напротив окна, сбоку окна и в глубине помещения, по-разному проявляет свою форму, цвет и фактуру. Лист обыкновенного прозрачного стекла в оконном проеме практически не воспринимается нами как предмет; этот же лист, положенный на четыре ножки, воспринимается нами как столешница. С другой стороны, стол со стеклянной столешницей, стоящий у окна, смотрится совершенно иначе, нежели тот же стол, стоящий в глубине комнаты. Цвет стекла также «звучит» по-разному в зависимости от положения стеклянного предмета по отношению к источнику света. Предмет из бесцветного стекла, находящийся на одной линии между нами и источником света, утрачивает конкретность своих форм, и наоборот — форма и цвет изделия из цветного стекла становятся сочнее, если оно подсвечено сзади. Восприятие текстуры стеклянного изделия боль* ше, чем восприятие изделия из какого-либо другого материала, связано с тем, что интерьер помещения мы воспринимаем, в основном, со стороны входной двери. Поэтому, если мы хотим, чтобы стекло игра* ло в интерьере, а не было безмолвным статистом в нем, мы должны учитывать его непростые взаимоотношения со светом.
> Правило.
Стеклянные изделия и предметы декора из бесцветного стекла следует размещать подальше от окна и от светильников, а цветные стеклянные изделия — поближе.
Стекло - почти универсальный по сочетаемости материал. Оно одинаково хорошо гармонирует и с деревом, и с металлом, и с камнем (и с их имитациями, естественно), и с текстилем, .но при условии, что будет контрастировать с ними. Ажурный коврик из белой ткани будет уместен под вазой из цветного стекла, а хрустальная ваза — на фоне темных обоев и т. п.
ТА   САМАЯ   СИНТЕТИКА
Номенклатура используемых нами в домашнем обиходе синтетических материалов довольно обширна, и для описания, даже краткого, каждого из видов бытовой и строительной синтетики потребовалась бы отдельная большая глава. Поэтому остановимся на основных видах и изделиях из синтетики, которые мы используем для обустройства и формирования интерьера нашего жилища.
Синтетические полимерные материалы классифицируются на следующие основные виды: пластмассы (пластики и эластики); химические волокна (искусственные и синтетические); синтетические лаки и краски; клеи и мастики.
Пластмассы представляют собой такие полимерные материалы, которые на определенной стадии их промышленной переработки обладают способностью пластичного формирования, т. е. могут принимать требуемую форму и сохранять ее после охлаждения, отвердения или снятия давления. В зависимости от способности сохранять или восстанавливать свою форму и объем после прекращения действия деформирующих сил (растяжении, сжатии и изгибе) пластмассы подразделяются на жесткие, полужесткие и мягкие пластики и эластики.
К жестким пластикам, например, относятся фе-нолоальдегидные, полистирольные и поливинил-хлоридные пластмассы, получаемые методом горячего прессования. Из фенолоальдегидных пластмасс изготавливаются некоторые виды термостойкой электротехнической арматуры (розетки, корпуса и изоляционные ручки электронагревательных и электротехнических приборов, плафоны светильников и т. д.), строительные профили. Фенолоальдегидные смолы применяются при изготовлении особо прочных древесностружечных и древесноволокнистых плит. Фенолоальдегидные пластики отличаются высокой прочностью, жесткостью, трудносгораемостью. Изделия из них при соответствующем способе и качестве обработки поверхности, которая может быть матовой или блестящей, выглядят очень эстетично.
Из пластмасс на основе полиакрила получают такой известный нам жесткий пластик, как органическое стекло.
Жесткий полистирол находит применение в быту в виде облицовочных плиток, вентиляционных решеток, ручек хозяйственно-бытовых изделий.
• Возьмите на заметку.
Изделия из некоторых видов жестких пластмасс (фенолоальдегидных, акриловых, полипропиленовых и др.) неустойчивы к органическим растворителям (ацетону, бензину и др.).
Примером полужесткого пластика являются профильно-погонажные материалы, изготавливаемые из поливинилхлорида: поручни лестничных ограждений, плинтусы, раскладки для крепления облицовочных плиток, мебельная фурнитура, оконные переплеты, рейки для облицовки стен, жалю-зийные рейки, детские игрушки и т. д.
К мягким пластикам можно отнести рулонные,
листовые и волокнистые материалы для покрытий
полов.
Характерными эластиками являются отделочные и гидроизоляционные пленки на основе поливинил-хлорида и полиэтилена, рулонные материалы для покрытий полов (линолеумы), а также некоторые эластичные пенопласты, в частности, пенополиуретан, одна из разновидностей которого известна нам как поролон, К эластикам же относятся синтетический каучук и получаемая в результате его переработки (вулканизации) резина. Большинство эластиков горючи, их способность к обратимой деформации и прочность зависят от температурных условий эксплуатации; они быстро стареют и теряют свою эластичность.
• Возьмите на заметку.
Эластики из полиэтилена, поливинилхлорида, пенополиуретана (в частности, поролон, применяемый в производстве мягкой мебели) отличаются способностью к старению и разрушению под воздействием солнечной радиации и длительных нагрузок.
Химические волокна изготавливают из специальных полимеров, обладающих строго линейными молекулами, применяя приемы, обеспечивающие ориентацию молекул по длине нити. Благодаря этому волокно обладает более высокой прочностью, чем массивный образец из того же материала. Волокна, полученные из природных органических полимеров, называют искусственными. К ним относятся, например, получаемые из целлюлозы вискозные, ацетатные и медно-аммиачные волокна. К синтетическим волокнам, получаемых из синтетических полимеров, относятся полиамидные (капрон), полиакрилонит-рильные (нитрон), полиэфирные (лавсан) и др. Синтетические волокна в сравнении с искусственными более прочны, износостойки, водо- и химически стойки, меньше мнутся. Применяются химические волокна в производстве текстильных материалов (в том 156
числе отделочных, драпировочных, мебельных и др.), войлочных изоляционных материалов, ковровых покрытий полов, для армирования полимерных и других материалов.
Области применения синтетических полимерных материалов в современном жилище достаточно широки — это и кухонная посуда, и предметы хозяйственно-бытового назначения, и бытовая техника, и всевозможные отделочные материалы и материалы для покрытий. Из всей обширной номенклатуры полимерных материалов наиболее весомую . роль в формировании интерьера жилища играют материалы для покрытий полов и материалы для отделки стен.
Полимерные материалы для покрытий полов по виду выпускаемой продукции могут быть разделены на рулонные, плиточные, листовые и мастичные. К рулонным относятся одно- и многослойные полимерные пленочные материалы безосновные, на тканевой (джутовой, стеклянной и др.) основе и на теплозвукоизолирующей неткановолокнистой подосновах, а также ковровые (тканые и нетканые) материалы из синтетических и смешанных волокон.
К наиболее распространенным рулонным материалам для покрытий полов относятся линоле-умы и нетканые ковровые материалы. В качестве материалов для покрытий полов ли ноле у мы известны с конца XIX в. Первоначально они изготавливались на основе натурального растительного масла, и, строго говоря, современные синтетические лггаолеумы, называемые так по аналогии с предшественниками, таковыми не являются. Тем не менее это понятие закрепилось за новым видом покрытий для пола.
В основном для покрытий полов жилища применяются полиеинилхлоридныели ноле у мы, которые производят из поливинилхлоридной смолы, пластификаторов (веществ, придающих материалу пластичность), наполнителей, красителей и других компонентов. Существует несколько разновидностей поливинилхлоридных линолеумов: безосновный (одно- и многослойный), на тканевой основе, на войлочной, пенополивинилхлоридной или другой теп-лозвукоизолирующей подоснове.
Линолеумы выпускают рулонами шириной от 1,5 до 3 м при толщине материала от 1,5 (для безосновного) до 4—6 мм (на теплоизолирующей подоснове). В настоящее время преимущественное производство получили многослойные линолеумы, в которых верхний слой представляет собой ненаполненную поливи-нилхлоридную прозрачную пленку толщиной около 0,6 мм, на тыльную сторону которой методом многоцветной печати наносят рисунок, а нижний более толстый слой — пленку из высоконаполненного поливи-нилхлорида. Рисунок защищен таким образом от истирания и приобретает блеск. Покрытия полов из поливинилхлоридных линолеумов износостойки, гигиеничны, устойчивы к действию химических веществ и влаги, удобны в эксплуатации (хорошо моются), бесшумны при ходьбе. Они могут эксплуатироваться 15—20 лет и более. В зависимости от качества печати и композиции рисунка, а также сочетаний примененных в нем цветовых тонов, линолеумные покрытия полов могут стать украшением интерьера комнаты, особенно те из них, которые имитируют покрытия из таких природных материалов, как древесина (паркет) и камень (мрамор, гранит, янтарь). К недостаткам линолеумов можно причислить относительно высокое теплопоглощение (по сравнению с древесиной и текстилем), следствием которого является «холодность» покрытий из них, и эластичность, в 158
результате которой могут возникнуть проблемы с приданием покрытию идеально ровной поверхности.
Возьмите на заметку.
*    Безосновные линолеумы более плотно прилегают к основанию пола при укладке на него, в связи с чем могут повторять неровности и изъяны его поверхности, но вместе с тем они меньше подвержены остаточным деформациям, возникающим в результате длительных нагрузок от тяжелой мебели.
*    Шовные соединения утепленных линолеумных покрытий менее надежны, чем покрытий безосновных.
*    При сильном увлажнении многослойные линолеум-ные покрытия более скользки, чем однослойные.
*   При попадании влаги под линолеушые покрытия и длительном ее присутствии там они могут дать усадку.
Сочетаемость или несочетаемость линолеумных покрытий с другими материалами, изделия и предметы из которых образуют интерьер помещения, зависит от текстуры и цветового оформления линолеума. В принципе при подборе линолеума следует руководствоваться теми же правилами сочетаемости по цвету, которые рекомендуются для пола в главе «Цвет в обличьи дома». Сочетаемость же линолеу-мов, имитирующих природные материалы, примерно соответствует условиям, при которых эти материалы могут сочетаться с другими.
Рекомендации по устройству и эксплуатации покрытий из линолеума.
*   В помещениях, где возможно частое попадание воды на пол (кухни, прачечные и т. п.), заделку шовных соединений полотен линолеума во избежание их разуплотнения под действием влаги следует производить особенно тщательно. Лучшим вариантом для линолеумных покрытий в такого рода помещениях будет безосновный линолеум с шириной полотна, соответствующей ширине помещения.
*    Раскройку полотен линолеума при ширине, меньшей, чем ширина помещения, желательно выполнять с учетом расположения соединительных швов вне зоны частых передвижений людей (например, под мебелью), для чего следует подумать о возможности использования полотен различной ширины (например, 1- и 2-метровых).
,* В целях снижения сдвижных нагрузок налинолеум-ное покрытие перед передвижением тяжелой мебели по нему способом волочения рекомендуется увлажнить пол. Нельзя передвигать мебель волоком через соединительные швы!
*     Линолеумные покрытия не рекомендуется устраивать на холодных полах (т. е. на полах, устраиваемых непосредственно над землей или над неотапливаемым подвалом).
Для покрытий полов в подсобных помещениях может быть применен релин (или резиновый линолеум, как его еще называют). Это двух- или трехслойный рулонный материал, изготавливаемый из резиновых смесей на основе синтетических "каучуков. Для нижнего (подстилающего) слоя может быть использована старая дробленая резина. Лицевой слой толщиной 0,8—1 мм может быть одноцветным или многоцветным. Релин вырабатывается шириной 1—1,6 м при толщине 2—3 мм или 5 мм (при теплоизолирующей подоснове). Релин характеризуется малым водопог-лощением, износостойкостью, свето- и цветостойкос-тью, кислото- и щелочестойкостью.
Синтетические ковровые материалы — перспективные виды материалов для покрытий полов в жилых помещениях. Это, как правило, нетканые материалы ворсовой или войлочной структуры, существенно отличающиеся от традиционных штучных ковров, используемых в декоративных целях. Рулонные ковровые материалы, изготавливаемые из износостойких синтетических (полиамидных, полипропиленовых и др.)  или смешанных волокон,
применяются, подобно линолеумам, в качестве стационарных покрытий полов с высокими эстетическими и комфортными характеристиками.
По способу производства различают несколько
Ковровые материалы могут быть однотонными или иметь многоцветный рисунок," с гладкой или рельефной поверхностью. Рельефная поверхность ковров создается за счет сочетания ворса различной высоты, комбинаций разрезного и петельного ворса, тиснением и другими способами.
Ковровые покрытия из синтетических и смешанных волокон обладают рядом положительных комфортных и эстетических качеств, выгодно отличающих их от покрытий из древесины, камня, линолеума или пластиковых плиток. Они бесшумны, мягки, практически не поглощают тепло, обеспечивают прекрасную тепло- и звукоизоляцию пола, придают помещению неповторимую атмосферу уюта и почти физическое ощущение тепла. Вместе с тем их гигиенические и эксплуатационные свойства оставляют желать много лучшего. Ковровые покрытия (особенно длинноворсные) - хорошие аккумуляторы пыли, и для их содержания в чистоте требуется гораздо больше усилий, чем других видов покрытий; они менее износостойки; чувствительны к химикалиям и различным загрязнениям; горючи; способны к влагопоглощению; менее гигиеничны, так как под воздействием микроклиматических условий могут выделять запахи. Кроме того, ковровые покрытия препятствуют естественной циркуляции воздуха в помещении, т. е. термообмен между холодными и теплыми воздушными массами в комнате с ковровым полом происходит медленнее: охлажденный воздух задерживается над таким полом несколько дольше, чем над гладкими полами из древесины или линолеума. Фактором «торможения» движения воздуха объясняется явление его «спертости», особенно характерное для плохо проветриваемых комнат с синтетическим ковровым покрытием. Как видим, отрицательных свойств у ковровых покрытий вполне
достаточно для того, чтобы задуматься о целесообразности и месте их применения.
> Правила.
*   Ковровые покрытия полов следует устраивать в больших по площади и объему помещениях с хорошей циркуляцией воздуха и с незначительным солнечным облучением; в жарких климатических условиях лучше вообще отказаться от них.
*    В помещениях с интенсивным коммуникационным движением (в прихожих, проходных комнатах и т. п.) желательно использовать ковровые покрытия в качестве вторичных, т. е. съемных, уложенных штучно поверх стационарных покрытий другого вида.
• Возьмите на заметку.
*    В помещениях с ковровыми покрытиями полов необходимо постоянное движение воздуха, для чего их нужно как можно чаще и как можно дольше проветривать.
*    Промазные ковровые покрытия (на пленочной клеевой основе} менее гигиеничны, чем тафтинговые, так как под влиянием микроклиматических и механических воздействий их подоснова может разрушаться на пылевидные частицы.
*    Ковровые покрытия могут утрачивать свой первоначальный цвет под действием интенсивной солнечной   радиации,
Синтетические материалы для отделки стен подразделяются на листовые, плиточные, рулонные^ профильно-погонажные и лакокрасочные.
К листовым материалам относятся декоративные бумажнослоистые пластики, жесткие поливинилхло-ридные и полипропиленовые плоские и рельефные облицовочные материалы, отделочные древесноволокнистые и древесностружечные плиты и др.; к плиточным — поливинилхлоркдные, полистирольные и
полипропиленовые плитки; к рулонным — поливи-
163
нилхлоридные пленки (безосновные, на бумажной и тканевой основе), моющиеся и ворсовые обои, линкруст, декоративные полиэтиленовые пленки-занавеси,
декоративные и отделочные ткани из химволокон; к профильно-погонажным - рейки из жесткого поли-винилхлорида, специальные профили для крепления листовых и плиточных облицовочных материалов.
Декоративные бумажнослоистые пластики — крупноразмерные листовые материалы толщиной 1—5 мм, получаемые методом горячего прессования «пакета» из многих листов бумаги (обычно 10—22), предварительно пропитанных полимерной смолой (например, фенолформальдегидной). На лицевой бумажный слой пакета наносится рисунок. Листы бумажного пластика (выпускаются размером до 1,6x3 м) имеют гладкую зеркальную или матовую поверхность, высокую твердость, тепло- и химическую стойкость, характеризуются малым водопогло-щением и значительной прочностью на изгиб, легко распиливаются пилой и сверлятся. Кроме стен, бу-мажнослоистым пластиком отделываются двери, лицевые и рабочие поверхности кухонной мебели.
• Возьмите на заметку.
Бумажнослоистый пластик может быть рекомендован для отделки стен в виде панелей, так как стены, покрытые им сплошь, выглядят тяжеловесно.
Полистирольные плитки представляют собой облицовочные материалы, изготавливаемые методом литья под давлением из гранул полистирола. Размер плиток — от 10x10 до 50x50 см при толщине 1,5 - 5 мм. Мелкоразмерные полистирольные плитки с гладкой блестящей поверхностью применяют аналогично керамическим для облицовки стен туалетов, ванных комнат, кухонь. Полистирольные плитки значительно дешевле керамических, однако усту-164
пают им по эксплуатационным и эстетическим характеристикам.
•   Возьмите на заметку.
Полисгирольные облицовочные плитки обладают невысокой термостойкостью (около 70 °С}, в связи с чем покрытия из них нельзя устраивать вблизи кухонных плит; соответственно, около покрытий из полистирола или на них нельзя устанавливать обогревательные приборы.
Поливинилхлоридные пленки — это обширная группа рулонных материалов, применяемых не только для отделки стен, но и встроенной мебели, дверных полотен и других поверхностей. Пленки изготавливаются с одноцветным или многоцветным рисунком, гладкими и тиснеными, безосновными или на бумажной («Изоплен», «Полиплен») или тканевой («Тексоплен») основе. Безосновные поливинилхлоридные пленки выпускаются шириной 50—75 см толщиной 0,1—0,2 мм. На тыльную сторону пленки может быть нанесен невысыхающий клеевой слой» защищенный легко удаляемой бумагой.
Пленки на бумажной и тканевой основе изготавливают промазным способом путем нанесения пасты на соответствующую основу. Поливинилхлоридный .пленочный слой может быть микропористым (вспененным), утолщенным с тисненой или гладкой поверхностью. Такая пленка (она называется «Пеноплен») может быть применена для высококачественной акустической отделки стен (например, в рабочих кабинетах, прихожих, кухнях, коридорах), мебели, устройства раздвижных (гармончатых) перегородок и т. п.
Пленки на бумажной основе применяются аналогично моющимся обоям, которые представляют собой обычные бумажные обои с тонким прозрачным покрытием слоем эмульсии поливинилаце-
тата ШВА).
Разновидностью пленок на бумажной основе является линкруст — рулонный материал шириной 50—90 см и толщиной 0,5—1,2 мм, изготавливаемый путем нанесения на бумагу наполненной древесной или пробковой мукой поливгошлхлоридной пасты. Линкруст отличается красивой текстурой тисненой или рельефной лицевой поверхности.
• Возьмите на заметку.
*   Несмотря на высокие эксплуатационные качества, пленочные полимерные материалы, примененные для отделки стен, не способствуют созданию благолри-ятнрго микроклимата жилища, так как препятствуют тепло- и влагообменным процессам, происходящим в приграничных с поверхностью слоях стен.
*  Эти материалы не рекомендуются для покрытий стен
в детских комнатах, спальнях, в комнатах, ориентированных на юг, в жилищах, находящихся в зоне влажного и жаркого климата.
Лакокрасочные покрытия применяются в современном жилище в основном для покрытий столярных изделий — оконных рам, дверей, дощатых и паркетных полов, плинтусов, отделочных материалов из древесины и т. д.
Красочные вещества в зависимости от связующего компонента разделяют на масляные краски, эмали, лаки, эмалевые и эмульсионные краски, полимерные и водоразбавляемые краски. Красочные вещества представляют собой смеси цветных пигментов (красящих порошков) со связующими веществами (масляные краски) или растворы масел, синтетических или природных смол, битумов и других пленкообразующих полимеров в летучих растворителях (лаки), или смеси пигментов с лаками (эмали).
Масляные краски получают путем тщательного перетирания пигментов в натуральной (продукт варки растительных масел) или искусственной (ра-
створы полимеров в -уайт-спирите и других растворителях) олифе. Масляные краски бывают двух типов: густотертые, требующие перед употреблением разбавления олифой, и готовые к употреблению. Наибольшей атмосферостойкостью обладают краски, изготовленные па натуральной олифе. Краски на искусственных олифах значительно дешевле и менее долговечны; более экономичным считается применение их для внутренних отделочных работ.
• Возьмите на заметку.
Масляные краски влагоустойчивы и могут быть использованы для покрытия поверхностей, находящихся в условиях повышенной влажности: на открытых террасах, лоджиях, в кухнях, ванных и подобных помещениях.
Лаки делятся на светлые (масляные или масля-но-смоляные) и черные (битумные или пековые). Наибольшее распространение получили алкидные, масляно-смоляные и безмасляные лаки.
Алкидные и масляно-смоляные лаки — это растворы алкидных или других синтетических полимеров в органических растворителях и модифицированные маслами. В зависимости от содержания масел эти лаки подразделяются на жирные (более 60% масла), средние (40—45) и тощие (35). Более жирные лаки используются для наружной отделки, тощие применяются для внутренних работ, например для покрытия столярных изделий.
Синтетические (или безмасляные) лаки - это растворы синтетических полимеров в органических растворителях (уайт-спирит, ацетон, сольвент и др.). Спектр видов синтетических лаков весьма обширен, как обширен и спектр полимеров, на основе которых они изготавливаются. Самые распространенные — глифталевые, мочевиноформальдегидные, дерхлорви-
видовые, полиакриловые и нитроцеллюлозные лаки. Глифталевые лаки используются для покрытия деревянных отделочных материалов и декоративной штукатурки. Лаки, полученные на основе мочевинофор-мальдегидного полимера, используются для покрытия дощатых и паркетных полов. Перхлорвиниловыелаки применяются для лакирования масляных покрытий. Нитроцеллюлозные лаки (нитролаки), изготавливаемые на основе эфира целлюлозы, применяют для тонирования изделий из древесины и придания им декоративного блеска. Характеризуются резким запахом, быстро высыхают, огнеопасны.
•  Возьмите на заметку.
Масляные и масляно-смоляные лаки более вла-гоустойчивы, нежели чисто синтетические.
Битумные лаки образуют на поверхности окрашенных ими изделий пленку черного цвета. Обладают высокими влагозащитными свойствами и применяются в основном для покрытия металлических изделий и металлической санитарно-технической арматуры.
Эмалями, или эмалевыми красками, называются красочные вещества, получаемые из смеси пигмента с лаками. Такие красочные составы объединяют свойства лаков (образование защитной блестящей пленки) и красок (придание покрытию цвета) и обладают наилучшими декоративными качествами. В зависимости от пленкообразующего вещества эмали подразделяются на масляные, приготовленные на масляных лаках; нитроэмали — на нитролаках; глифталевые — на глифталевых лаках и др.
• Возьмите на заметку.
Пленки эмалей при продолжительном воздействии влаги постепенно разрушаются, поэтому они дол-
жны применяться для покрытии внутри помещений с нормальным влажностным режимом (не в ванных, кухнях и тому подобных помещениях).
Особую группу красочных материалов составляют водоразбавляемые краски. К ним относятся клеевые, водоэмульсионные и другие виды красок.
Клеевые краски получают из смеси пигмента, наполнителя и водного раствора малярного клея. Их приготовляют обычно на месте работ. Клеевые краски используются для окраски стен и потолков. Водоэмульсионные краски (в основном белого цвета) выпускаются в виде сгущенной сметанообразной массы и перед употреблением должны разбавляться водой до требуемой консистенции. Получили широкое применение благодаря нетоксичности, легкости нанесения на поверхности, приятному матовому оттенку. Используются для покрытия стен (с добавлением цветного пигмента)  и потолков.
• Возьмите  на заметку.
Клеевые и водоэмульсионные краски невлагоус-тойчивы и должны применяться для покрытий в сухих помещениях.
Особую группу составляют пропиточные красочные вещества, или пропитки, предназначенные в основном для. декоративной или декоративно-защитной отделки изделий из древесины. Пропитки представляют собой пигменты, разведенные в летучих растворителях или в воде. Чаще всего они используются для тонирования древесины с сохранением ее текстуры и натурального глянца. К традиционным видам пропиток относится так называемая морилка, выпускаемая в виде порошка. Перед началом работ морилка разводится водой или спиртом. Как правило, обработанное морилкой изделие покрывается защитным слоем бесцветного лака.  Некоторые
169
пропитки обладают хорошими защитными и декоративными свойствами и могут быть полновесными заменителями лаков, эмалей и красок. К таким пропиткам относится, например, пинотекс. Покрытия из пропиток долговечны, так как благодаря особо тонким и текучим дисперсиям используемых для их изготовления веществ глубоко проникают в древесину.
ЧТО   ЗА ДОМ ВЕЗ   ТЕКСТИЛЯ?
Действительно, какой дом можно представить себе без текстильных материалов в его интерьере? Текстиль — самый домашний материал, и появление его в доме как предмета обихода (постельные принадлежности, покрывала, полотенца), а затем и декора (ковры, занавеси, гобелены, скатерти, мебельная обивка и т. п.) по существу определило отличительные признаки жилища.
История текстильного искусства сохранила многочисленные образцы обоев, в качестве которых часто использовалось обыкновенное цветное сукно или печатная крашенина, реже дорогие шелковые ткани, изготовленные ткацким способом. «Тканые обои» просуществовали в европейском быту вплоть до XVIII в., после чего на смену им пришли  бумажные.
Каким бы существенным ни было насыщение жилища другими материалами, в том числе — новыми, вытеснить из него текстиль не удавалось, не удается и вряд ли удастся. Напротив - «домашний» текстиль значительно расширил свои «полномочия» в функциональной и декоративной сферах, приняв в свои «номенклатурные ряды» во второй половине XX в. новые виды тканых материалов.
В текстиле, как ни в одном из других видов материалов, применяемых в жилище, утилитарные и де-170
коративные функции переплетаются настолько тесно, что порой невозможно определить, какая же из них является преобладающей. В самом деле — занавеси, всевозможные покрывала и покрытия из текстиля воспринимаются нами, прежде всего, как элементы украшения дома, а между тем без большинства из них просто невозможно обойтись. Комната с окном без гардин и штор превращается в комфортабельный сарай, в котором, несмотря на его комфортабельность, неприятно находиться, а с окнами, оборудованными одними жалюзи, - в офис. Диван, обитый кожей или кожзаменителем, попахивает приемной; пол без ковра — прохладен и скучен; кровать без покрывала вообще невозможно себе представить. А как приятно преображают стены ковры!
•  Возьмите на заметку.
К насыщению жилого помещения текстилем следует подходить осторожно: избыток подстилочек, салфеточек, скатертей, занавесей, мебельных чехлов и покрывал, накидок на бытовых приборах может придать интерьеру дряблость и налет стародевичьего провинциализма. Текстиль не побежден, но его господство в интерьере жилища закончилось!
Текстильные материалы, используемые для обустройства интерьера жилища, по выполняемым функциям можно разделить на обивочные, драпировочные и настилочные.
Для обивки мебели используются плотные, преимущественно грубой текстуры ткани из природных, химических или смешанных волокон. В качестве обивки текстильные материалы используются теперь, как правило, только для мягкой мебели (до тотального распространения бумажных обоев ткани широко использовались и для обивки стен). Типология обивочных тканей весьма разнообразна и охватывает практически всю номенклатуру плот-
ных тканей - от гладких и блестящих велюров, длюшей и бархатов до рельефных вельветовых, жаккардовых и буклированных драпов.
Велюровые ткани - наиболее востребуемые из -распространенных видов обивочных тканей. Изготавливаются из натуральных, смешанных и синтетических волокон. Они отличаются характерным приглушенным блеском, мягкой и гладкой поверхностью, низким тешгопоглощением; гигиеничны, так как благодаря своей ворсистой структуре хорошо наполняются воздухом; мало загрязняются и не засаливаются. Основные недостатки велюровых тканей: относительно быстрая стираемость ворса, приводящая к образованию проплешин (особенно - у натуральных велюров), и пылескапливающая поверхность. Требуют щадящей эксплуатации и тщательного регулярного ухода, вплоть до влажного.
Вельветовые, жаккардовые, ратиновые и другие рельефные, а также крупноосновные обивочные ткани характеризуются высокой износостойкостью, однако загрязняются быстрее, чем гладкие, и хуже чистятся; на них больше, чем на других видах тканей, задерживаются крупные частицы одежной и постельной пыли. К тому же рельефные элементы таких тканей изнашиваются интенсивнее основы, в результате чего их поверхность со временем приобретает хорошо различимую неоднородную структуру в виде особого рода примятостей.
Гладкие ткани отличаются отсутствием ворсистости рабочей поверхности (особенно синтетические), большой стойкостью к износу, умеренным блеском, хорошо чистятся, но быстрее других засаливаются.
> Правило.
Избегайте сильно блестящих и  гладких обивочных тканей — они делают мебель массивной и непритягательной. 172
В отношении применимости обивочных тканей можно рекомендовать следующее.
*     Для гостиной велюровая обивка мебели предпочтительнее обивки из других видов тканей.
*   Для часто используемых стульев, кухонных диванов и рабочих кресел больше подходит обивка из гладких тонконитиевых смешанных и синтетических тканей.
*     Для спальных диванов-кроватей практична обивка из нерельефных, коротковорсных, желательно натуральных тканей из толстых полотносотканиых волокон. Не годится жесткий велюр коврового типа.
*    Для мягкой мебели, используемой в детской, подходит обивка из гладких, эластичных, хорошо моющихся тканей.
• Возьмите на заметку.
Обивка из неворсистых плотноосновных и мелкорельефных тканей более предпочтительна для любых условий эксплуатации мягкой мебели.
С точки зрения гармонии обивки с деревянными частями мебели следует иметь в виду, что крупнорельефная структура тканей лучше сочетается с древесиной мелкой текстуры, каковой отличаются лиственные породы деревьев.
Драпировочные ткани, идущие на изготовление различного рода занавесей, ширм, декоративных ковров, панно и экранов, охватывают в своей массе ассортимент тканей различной толщины и плотности — от толстых и плотных ковровых до прозрачных и тончайших вуалевых.
Плотные ткани используются для занавесей на дверях, перегородках, окнах (в качестве дополнительных), мебельных и стенных нишах и т. д.; в качестве исходного материала для декоративных настенных панно, обивки подспинных подушек и других изделий декоративно-прикладного назначения. Прозрачные и полупрозрачные ткани применяются в основном для
драпировки окон, ширм; в редких случаях — проемов в перегородках.
Подход к оценке эксплуатационных характеристик драпировочных тканей, конечно, другой, чем при оценке тканей обивочных: для драпировочных тканей важны прежде всего, не устойчивость к износу и загрязнению» а устойчивость их структуры и цвета при стирке (усадка и линька); прочность сцепления нитей, влияющая на способность ткани противостоять затяжкам при контакте с шероховатыми поверхностями драпируемых предметов; устойчивость к воздействию прямого или рассеянного солнечного излучения.
• Возьмите на заметку.
Ткани из химических волокон лучше сохраняют цвет и форму в процессе эксплуатации, но на них могут образовываться затяжки, и при интенсивном воздействии дневного света они стареют быстрее, чем ткани из натуральных волокон.
Драпировочные изделия из текстиля придают помещению уют, разбавляют преимущественно прямолинейную композицию современного инте-' рьера приятной кривизной линий, сглаживают излишнюю четкость его элементов. Однако при неумелом применении они способны перегрузить интерьер помещения, придав ему тяжеловесность. Чтобы этого не случилось, запомните, пожалуйста, следующие  правила.
> Правила.
*    Толстые и тяжелые драпировочные ткани следует использовать в больших и просторных (не загруженных мебелью) помещениях.
*    В плохо освещенных, а также перегруженных мебелью помещениях должны присутствовать легкие и тонкие драпировочные ткани.
174
•  Возьмите на заметку.
Драпировочные ткани оказывают влияние на общий световой фон комнаты: темные, плотные и матовые приглушают его больше, чем светлые, полупрозрачные и блестящие.
Ткани, применяемые для настилочных изделий, по структуре можно разделить на мягкие и жесткие. Мягкие используются для мебельных накидок и покрывал, жесткие — в основном, для застилания полов.
Для мягких настилочных изделий могут использоваться такие же по структуре ткани, какие используются для обивки мебели, с той лишь разницей, что их декоративное оформление менее сдержанно, чем у последних: они более узорчаты и многоцветны. Кроме того, для мягких настилочных изделий шире применяются набивные, плюшевые и длшгаоворсные синтетические ткани, имитирующие мех. К жесткому настилочному текстилю относятся ковровые изделия.
Настилочные изделия для мягкой мебели (так называемые дивандеки) изготавливаются из натуральных, смешанных и синтетических волокон. Лучшими по эксплуатационным свойствам считаются накидки и покрывала на хлопчатобумажной плотной тканевой основе, с набивным рисунком из шерстяных, вискозных, ацетатных и других нитей или смеси нитей различного рода. Очень практичны двухлицевые ткани, т. е. ткани со срединной основой, на обе стороны которой набивается рисунок. В качестве мебельных накидок и покрывал используются и нетканые полимерные материалы — ворсово-про-шивные и безворсовые. Они отличаются хорошей ук-ладываемостью, не дают складок, но, пожалуй, чрезмерно жестки и не гигиеничны.
При выборе настилочных изделий главное внимание следует уделить оптимальному соотношению
жесткости и эластичности тканей, из которых они изготовлены. Жесткие и неэластичные ткани плохо облегают криволинейные поверхности мебели, сползают с них и топорщатся. Чересчур мягкие, легкие и неэластичные собираются в мелкие складки и плохо держатся на спинках мебели. Жесткие эластичные негладкие (слабо мнущиеся) ткани - наилучший вариант для накидок.
При выборе накидок и покрывал будут полезны следующие рекомендации.
*    Изнаночная сторона накидок и покрывал для кресел и диванов должна быть грубой и шершавой структуры с тем, чтобы они лучше держались на обивке мебели.
*    Покрывала для кроватей должны быть из плотной (чтобы не пропускали пыль), но легкой (чтобы приятнее было застилать и убирать), желательно светлой (чтобы кровать выглядела свежо), не тонкой (чтобы могла скрыть складки постельного белья), немнущейся и легко стирающейся ткани.
Ткани для настилочных изделий изготавливаются обычно в виде штучных полотен, окаймление и рисунок которых связаны единой композицией. Рисунки на настилочных изделиях, как правило, выполняются в ярком и контрастном стиле. Поэтому прежде чем остановить свой выбор на какой-нибудь накидке или комплекте накидок, подумайте, подойдут ли они к вашей мебели и интерьеру в целом.
• Возьмите на заметку.
Излишняя пестрота и узорчатость рисунка выглядят на современной мебели нелепо.
Помните также о цветовой сочетаемости материала накидки и материала обивки: как бы вы ни накрывали мебель, «родной» материал ее все равно будет виден. Не упустите из виду и такую «мелочь», 176
как способность материала «выходить сухим из воды», т. е. способность его сохранять свою форму и качества после стирки — ведь химчистка не всегда удобна, рациональна и эффективна.
•  Возьмите на заметку.
Тенденция использовать накидки для диванов и кресел уходит в прошлое.
Особое место в интерьере жилища занимают ковры. Они универсальны по своему применению и используются не только для декорирования стен и покрытий для пола, но и как покрывала для мягкой мебели и декоративные настольные подстилки для различных предметов художественно-прикладного и бытового назначения. Ковер - это художественный вид текстиля, изготавливаемый ручным или машинным (с середины XIX в.) способ'ом из шерстяной, шелковой, хлопчатобумажной, смешанной или синтетической пряжи. По фактуре материала ковры различаются по наличию или отсутствию ворса. Наибольшее распространение получили ворсовые ковры (в том числе велюровые), эксплуатационные и эстетические свойства которых зависят от длины, густоты и толщины ворса и от материала пряжи.
Длина и густота ворса - отличительный признак ковра, влияющий на характер его восприятия в эстетическом плане. Чем длиннее ворс, тем уютнее смотрится ковер.
•  Возьмите на заметку.
Ковры с длинным ворсом больше подходят для
укладки на пол; на стене они выглядят тяжеловато и выпукло.
Среди велюровых ковров наличествует большее разнообразие по качеству и особенностям лицевой
фактуры, определяющим признаком которой является характер ворса: «стоячий», «лежачий», «елочный» (плюшевидный); ворс придает поверхности ковра различные световые колориты — матовый, ровно- илипереливчатоблестящий. Очень эффектны рельефные велюровые ковры, объемный рисунок которых выписан чередованием ворсовых и петлевых нитей различной высоты.
Традиционно лучшими считаются шерстяные персидские, азербайджанские, турецкие, туркменские, китайские, вьетнамские ковры, отличающиеся пышностью ворса, сочными красками и изяществом рисунка. Однако всем шерстяным коврам присущ один недостаток: непрочность ворса, который отделяется в виде мельчайших ворсинок и сваливается в клубочки при механической чистке ковра или интенсивном трении его в процессе эксплуатации. Ковры и ковровые дорожки из полушерстяных, хлопчатобумажных и синтетических пряж прочнее на износ и более практичны для настилки на пол. Как мебельные докрывала шерстяные ковры не очень удобны, так как жестковаты и собирают много пыли.
В современном интерьере актуальны так называемые «компьютерные» рисунки ковров, характеризующиеся мозаичным сочетанием больших абстрактных фигур, различных по форме и сдержанных по цвету. Ковры с классическим восточным узорчатым рисунком не собираются «сдаваться» — интерес к ним у потребителей не иссякает. Во всяком случае на стене они смотрятся, пожалуй, лучше «компьютерных».
Предпочтение ковровой классики или модерна зависит, конечно, от вкуса потребителя, но непременным условием при выборе ковра должно быть соответствие его цветового колорита характеру интерьера.

>   Правило.
В темных по оформлению и отделке помещениях должны быть ковры светлых расцветок, и наоборот.
Ковры - эффектный и излюбленный вид украшения жилища, но при условии» что они не конкурируют друг с другом в одном небольшом помещении. Выражение «у них в доме одни ковры», не так давно звучавшее как одобрительное, воспринимается в наше время уже с негативным .подтекстом.
>  Правило.
«Одна комната — один ковер (и желательно — на полу)» должно быть взято за основу всеми, кто хочет сделать свое жилище современным.
ХОЛОДНЫЙ    БЛЕСК    МЕТАЛЛА
Металл — один из самых древних материалов, наличие которого в жилище человека исходит отнюдь не только из соображений утилитарного порядка (посуда и прочие предметы хозяйственного обихода). С тех пор как люди научились выплавлять металл, стремление придать ему художественные формы стало одним из способов удовлетворения их потребности не только в создании орудий труда и оружия, но красивых домашних вещей.
Тысячелетия господствующими «домашними» металлами были бронза и медь, лишь во II тысячелетии потесненные железом и серебром. С освоением производства легированных сталей (сплава углеродистых сталей с примесями хрома, никеля и других легирующих элементов), алюминия и электролизного способа нанесения на металлы и неметаллы декоративных и  защитных металлических

покрытий жилище человека вступило в эру более интенсивной металлизации.
В интерьере современного жилища металл (в это понятие условно будем включать металлизированный пластик) представлен преимущественно в виде мебельной и столярной фурнитуры - ручек, петель, декоративных накладок, арматуры светильников; конструктивных (в основном опорных) элементов мебели — ножек, каркасов, крепежных деталей и т.п.; сантехнических устройств.
Использование металла в интерьере жилища — один из стилистических способов создания в нем фактурного и цветового контраста материалов и оживления его посредством четких линий и декоративного  блеска.
Металл прекрасно сочетается практически со всеми материалами, составляющими основу жилого интерьера, но при условии определенной количественной дозировки его присутствия в отдельном изделии и в интерьере в целом. Оптимальным вариантом присутствия металла в интерьере являются окаймляющие вставки и накладки на мебели и декоративных предметах из стекла, дерева и кожи. Столы, стулья и кровати с каркасами из крашеного или белого металла смотрятся только в просторном светлом помещении с темными неблестящими покрытиями пола и стен.
• Возьмите на заметку.
*    Белые металлы лучше гармонируют с кожей и пластиком, желтые — с деревом и стеклом.
*    Желтый металл особенно впечатляет в сочетании с черными   и   белыми   поверхностями.
Заметное место в интерьере занимает металл в форме декоративных изделий - статуэток, бюстов, ваз, подсвечников, подставок и т. п. Они сообщают 180
етилю интерьера помещения нотки мужественности и материальной конкретики. Изделия из медных сплавов отдают романтикой прошлых эпох и выглядят теплее, чем изделия из белого или золоченого металла.
• Возьмите на заметку.
Декоративные изделия из бронзы и темного металла требуют для своей выразительности много света, и размещать их надо в хорошо освещенных (желательно прямым светом} местах.
Применение сантехнической арматуры с блестящими покрытиями из белых и желтых металлов, раковин, моек и других болыпеобъемных сантехнических изделий из светлой нержавеющей стали — один из главных и всегда модных приемов эстетического оформления ванных и туалетных комнат, кухонь и других подсобных помещений. Гладкий анодированный металл, на котором даже высохшая капля питьевой воды может оставить след, — основной маркер чистоты, определяющий уют и гигиеничность этих главных «чистилищ» жилища и его обитателей. Чем больше металла с блестящей и гладкой поверхностью использовано для обустройства подобных помещений, тем стерильнее и привлекательнее они выглядят. Эстетически и функционально оправдано использование металла для отделки стен в санузлах и на кухнях в виде анодированных плиток из жести и керамики,
Окрашенная металлическая сантехническая арматура — не только признак нищенствующего примитивизма в оформлении санузлов жилых домов, но и главный элемент визуального и фактического неряшества в их интерьере: пыль и грязь особенно любят затаиваться на ней. К сожалению, от
этой данности государственного жилья не очень просто избавиться.
Несколько слов о пресловутых «золотых» унитазах и ваннах, являвшихся в свое время чуть ли не главными обличителями потребительской распущенности «деньги имущих».
Унитазы, раковины и ванные, анодированные желтыми металлами, — удовольствие, конечно, дорогое, но не настолько, чтобы противопоставлять их аналогичным изделиям из нержавеющей или хромированной стали. Суть различия более весома в эстетическом плане: большие поверхности из желтого металла смотрятся в «чистилищах» неуместно роскошно и вызывающе. Л вот дозированное применение «золота» в сантехнических изделиях, особенно в комбинации с «серебром», выглядит интересно.
• Возьмите  на заметку.
Медные сплавы, серебро, алюминий, некоторые виды сталей, а также анодированные под бронзу и золото поверхности могут окисляться и со временем темнеть под действием влаги. Потемневшие изделия следует чистить специальными чистящими порошками и пастами (при отсутствии оных можно воспользоваться обыкновенным мелом).
В декоративном оформлении интерьера жилых помещений конкуренция белых и желтых металлов и металлических покрытий носит примерно такой же характер. Белые металлы и металлизированные покрытия (легированные стали, серебро, никелированные или хромированные покрытия) не столь назойливы в интерьере, как желтые (медь и медные сплавы, позолоченные и имитирующие золото покрытия), но холоднее желтых по
восприятию.
С особенной осторожностью нужно подходить к декорированию помещения золочеными украшениями. Золоченые поверхности очень укрупняют и 'приближают предметы, поэтому изделия с позолоченными или другими сильно блестящими имитирующими золото поверхностями должны быть невелики по размеру и находиться только в просторных помещениях. Не следует также забывать об оттенке претензии на роскошь, который всегда сопутствует изделиям «под золото»: увлечение ими не идет на пользу имиджа хозяина.
• Возьмите на заметку.
*  Желтый и белый металлы приближают предметы, в
которых они присутствуют.
*   Излишек металла делает жилую комнату холодной и неуютной.
К использованию для украшения жилища декоративных предметов из бронзы и белого металла надо также подходить осторожно, имея в виду, что они выглядят массивнее аналогичных изделий из другого материала. Массивность металлического предмета может быть усилена грубыми и нечеткими линиями и поверхностями, из которых он сложен. Кроме того, массивность может быть просто неуместна для определенного изделия. «Металлическая» танцовщица ничего не скажет вам о хрупкости и изяществе женской фигуры, а вот в бронзовом подсвечнике массивность будет желательна — тогда мы воспринимаем его надежным и устойчивым предметом, каким он и должен быть в качестве подставки для свеч. Бронзовые и железные бюсты благоприятны для восприятия на значительном удалении от них, и об этом надо всегда помнить, когда мы решаем завести в доме какого-нибудь кумира, отлитого в металле.