На главную О компании Наши услуги Контакты








СВЕТ Я ТЕНИ В ДОМЕ

Одним из главных элементов функциональности жилища является его освещенность.
Помещения жилища освещаются естественным и искусственным светом. Жилые комнаты в дневное время обязательно должны освещаться естественным светом, так как человек испытывает физиологическую потребность в нем. Помещения, в которых человек проводит незначительное время своего суточного жизненного цикла, могут быть освещены только искусственным светом.
Кроме функции обеспечения внешней жизнедеятельности человека, освещение влияет и на состояние его здоровья. Самым благоприятным для здоровья является естественное освещение при условии, конечно, что оно достаточно интенсивное.
МОЖНО  ЛИ   УЛУЧШИТЬ ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ?
Никакое искусственное освещение не может полностью заменить потребность человека в естественном свете. Важным фактором для хорошего «здоровья» жилища является степень его инсоляции, т. е. времени, в течение которого оно может освещаться прямым солнечным светом. Современные жилища проектируются таким образом, чтобы хотя
бы одно из его жилых помещений не менее трех часов в сутки могло быть освещено солнечным светом.
Часто при общей характеристике помещения мы отмечаем в первую очередь степень его естественной освещенности: «хорошая комната» — это прежде всего светлая, т. е. хорошо освещенная, и наоборот: «плохая» — это комната недостаточно, на наш взгляд, освещенная дневным светом. Почти всегда в случае положительной характеристики к эпитету «светлая» добавляется еще и «солнечная». Подобные оценки основаны на психологическом воздействии дневного света на человека. Обилие естественного солнечного света в помещении как бы раздвигает его границы, приближает его к естеству природы, поднимает наш тонус, а недостаток его, понятно, действует на нас противоположным образом.
Однако всегда ли мы чувствуем себя комфортно в ярко освещенной, солнечной комнате? И каждый ли из нас? Нет, конечно. Помещения, ориентированные окнами на юг, считаются лучшими только в средних и северных широтах, в южных и близких к экватору широтах солнечные комнаты могут превратиться просто в пекло, если не принять мер по их защите от солнечных лучей. Кроме того, не все любят яркий свет в помещении, в том числе дневной и солнечный. Как правило, яркий свет предпочитают люди с недостаточной остротой зрения или менее чувствительные к повышенным температурам воздуха. Ну и раз мы упомянули о климатических особенностях, влияющих на наше восприятие дневного света в помещении, следует отметить те их особенности, которые связаны с низкими зимними температурами наружного воздуха и продолжительностью зимнего периода. Зимой, как известно, естественного света в природе меньше, а следовательно, и освещенность жилища зимой,
 Ваша квартира                                                                                                                  3S
особенно в северных широтах, меньше. С другой стороны, добиться большей освещенности жилища в таких краях путем увеличения площади наружного остекления помещений сложно, так как чревато большими потерями тепла, которые порой невозможно предотвратить даже самой надежной теплоизоляцией окон. Поэтому в крестьянских домах старого типа, например, окна были небольшими.
На степень и характер естественной освещенности помещений влияет их положение (точнее - положение их окон) относительно сторон света и относительно уровня земли. Самыми темными являются комнаты, выходящие окнами на север," или, как их часто называют, — северные, самыми светлыми — юго-западные. Самое равномерное (рассеянное) освещение достигается в северных комнатах, а неравномерное и контрастное — в восточных и западных. Чем выше от земли находится помещение, тем оно светлее, а свет в нем — контрастнее.
От степени и характера освещенности зависят функциональные возможности помещений. Работать удобнее в комнате, где нет солнечного света, а если и есть - то только утренний, бодрящий и контрастный. Просыпаться и засыпать приятнее при мягком свете, присутствие утром и вечером солнечных лучей в спальне нежелательно. Тем не менее для создания здорового микроклимата ее следует достаточно долго инсолировать в течение дня. Дети физиологически гораздо более взрослых нуждаются в дневном свете, и поэтому детские комнаты должны тяготеть окнами к югу. Отдыхать приятнее в комнатах, ориентированных на запад, — вечернее солнце умиротворяет. Добавим к сказанному, что тяготеющие к северу и востоку комнаты холоднее, чем южные и западные, и поэтому более последних пригодны для активного образа жизни, а также для вспомогательных помещений.
На рис. 3 схематически представлено, с какой стороны света желательно освещение помещений в зависимости от их назначения (рекомендуемая ориентировка помещений справедлива только для жилищ, находящихся в умеренных климатических зонах северного полушария).
Для активного образа жизни более подходящи
светлые помещения, для отдыха
темные.
> Правило.
Для людей с менее жизнестойким организмом (детей, больных и престарелых) предпочтительнее светлые и солнечные комнаты.
Освещенность влияет, как уже было сказано выше, на зрительное восприятие объема помещения. Светлая комната кажется просторнее, нежели темная. Поэтому при оформлении ее интерьера оправдано использование темных и матовых тонов для мебели и отделочных материалов стен, пола и потолка, которые позволят уравновесить интенсивность естествен-
35
ного освещения. Лак для паркетного пола в такой комнате можно выбрать потемнее, выигрышнее будут выглядеть темные обои с рисунком. Окна желательно полностью «приглушить» занавесями из легкой полупрозрачной ткани, которая сделает освещение более мягким и рассеянным.
Элементы декора интерьера (рисунок обоев, лепнина на потолках, фактура покрытия пола и мебели) выглядят в хорошо освещенной комнате более рельефно — следует помнить, если вы хотите подчеркнуть их. Характер естественного освещения имеет еще одну особенность, отличную от искусственного: свет из окон всегда падает под определенным углом сверху вниз, и поэтому помещение всегда освещено дневным светом неравномерно. Нижние части стен и пол принимают большую долю света, нежели верхние и потолок. Особенно ощутимо это на нижних этажах здания. Поэтому при любой степени освещенности комнаты дневным светом потолок должен быть светлее пола, если вы не хотите, чтобы первый «падал» вам на голову.
В слабо и неравномерно освещенных комнатах отрицательный эффект игры света и теней усиливается, объем пространства сжимается и искривляется. Частично исправить это положение можно путем умелого оформления интерьера. Отражающая способность стен, потолков и мебели в таких помещениях должна быть выше, нежели в светлых. Ковры ни на стенах, ни на полу не рекомендуются, потолок должен быть идеально белым, стены — только светлые и однотонные, желательно без декора, а если и с декором, то мелким и совпадающим по тону рисунка с их фоном, мебель — тоже светлая и лучше — блестящая. Обилие стекла и зеркал не противопоказано, но в пределах разумного. Массивная мебель должна стоять дальше от окна. Для оконных занавесей следует использовать ткань с крупными ячейками, а для ночных штор, если в таковых есть необходимость, — не очень плотную. Декоратив-36
ные обрамляющие шторы для подобных комнат - не лучшее решение, так как они уменьшают количество поступающего в комнату дневного света, а ночью бесполезны. Если через окно виден красивый городской или природный пейзаж и вам не приходится опасаться любопытных взглядов из соседних домов, а также если переплет рамы окна красив и стеклянные полотна крупные, можно обойтись вообще без дневных занавесей, оставив только ночные. Тогда окно будет издали напоминать картину в раме.
При назойливом и долгом присутствии солнечного света в комнате хорошо «работают» вертикальные жалюзи из синтетических тканей: они защищают от прямых лучей солнца, рассеивают свет и позволяют до некоторой степени регулировать освещенность и его направленность, что очень ценно, например, если в помещении приходится работать на компьютере. Однако нельзя не сделать оговорку, что эстетическая ценность даже самых красивых жалюзи остается под вопросом. Но об этом мы еще поговорим.
•  Возьмите на заметку.
По возможности старайтесь избегать использования искусственного света в дневное время для усиления освещенности комнат, особенно тех, в которых вы работаете, — возникающие при смешении двух видов света полутона и блики утомляют зрение.
КАКИМ  ДОЛЖНО    ВЫТЬ    ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ?
Искусственное освещение отличается от дневного длинами волн своего спектра и не может по некоторым световым характеристикам в полной мере

заменить естественное. В отличие от дневного света, цвет которого в чистом виде нейтрален, искусственному свету - будь то излучение раскаленных нитей электрических ламп, светящегося газа люминесцентных ламп или горящего фитиля свечи— всегда присуща та или иная цветовая окраска.
Неправильно используемое искусственное освещение в большей степени, чем естественное, негативно отражается на нашем зрении. Недостаточное освещение рассеивает внимание и вызывает усталость, избыточное — утомляет глаза. К недостаткам освещения особенно чувствительны дети, пожилые люди и люди со слабым или дефектным зрением (страдающие болезнями глаз). Постоянное недостаточное освещение жилища способствует развитию близорукости у детей и ее прогрессированию у взрослых, ухудшает адаптационные свойства зрения.
Слишком яркое и обильное освещение действует чрезмерно возбуждающе, может вызывать раздражительность, головные боли, а у людей со слабым зрением — резь в глазах, слезотечение и повышение глазного давления.
Очевидно, что искусственному освещению необходимо уделять должное внимание при обустройстве жилища. Основные принципы, которыми следует руководствоваться при этом, заключены в следующих положениях:
*    яркость света должна быть достаточной;
*    свет должен быть равномерно распределен по освещаемому объекту (комнате, функциональной зоне);
*    источник света не должен слепить глаза;
*    освещение должно быть рассеянным и не создавать глубоких теней;
*     свет не должен быть «дрожащим».
Достаточность освещения можно проверить простым образом — возможностью без напряжения
38.
зрения читать при нем книгу, сидя на стуле или в низком кресле. Если у вас возникнет желание пододвинуть книгу поближе к источнику света — освещение недостаточное. Избыточную яркость можно определить с помощью обычного белого листа бумаги, на котором необходимо начертить белым мелом круг. Если круг будет хорошо различим, но , при этом не будет блестеть — освещение достаточное, если будет блестеть - подумайте об уменьшении мощности источника света.
Можно воспользоваться и теоретическими сведениями, проверенными научными исследованиями и основанными на соотношении количества и мощности источников света и площади пола освещаемого помещения. Эти сведения приведены в табл. 1. Но при этом не премините сделать поправку на характер распределения света от ламп — падает он прямым потоком на освещаемую площадь, отражаясь от рефлекторной поверхности плафона (плафонов) вашего светильника, или рассеивается через плафон (плафоны), дополнительно отражаясь от потолка или от стен. Надежнее, пожалуй, воспользоваться и эмпирическим, и теоретическим способами.
Равномерность освещения зависит от правильного размещения светильника: он должен находить-

ся по центру освещаемого объекта и на оптимальном расстоянии от него.
Чтобы источники света (лампы) не слепили глаза, необходимо:
*    подбирать их мощность, учитывая защитные свойства плафонов светильников: плафоны, пропускающие свет, должны «приглушать» его и рассеивать световой поток;
*   подбирать их размеры в соответствии с размерами плафонов светильников: лампы не должны выступать за края плафонов;
*   размещать их так, чтобы прямой свет от них не попадал в глаза: светильники для чтения, например, должны находиться сбоку и сзади от читающего или над его головой, лампы в плафонах светильников не должны быть видны с высоты человеческого роста и ниже (в положении сидя или лежа в зоне отдыха, например).
Чтобы не создавались глубокие тени, необходимо ' размещать светильник по возможности дальше от освещаемых предметов, а при нецелесообразности этого (скажем, лампа слепит глаза), лучше использовать два светильника вместо одного или один с двумя лампами.
Недопустимо использовать для освещения (особенно рабочих мест) дефектные лампы, излучающие «дрожащий» или мигающий свет (что особенно характерно для люминесцентных ламп). Такой свет очень утомителен для зрения. Иногда «дрожательный»- эффект возникает, например, в недостаточно устойчивых настольных светильниках, вследствие восприятия ими незаметных колебаний стола при работе на нем, или в легких подвесных светильниках с длинным подвесом, в результате колебательных движений теплых и холодных потоков воздуха.
По типу выполняемых функций искусственное освещение может быть общим, локальным и декоративным.
Общее освещение производится, как правило, одним источником света, находящимся в центре помещения и как можно выше над уровнем пола. Для общего освещения используются потолочные и подвесные светильники, разновидностью которых являются люстры; в отдельных случаях — настенные светильники рефлекторного типа или несколько светильников, рассредоточенных в разных местах комнаты. Одним из главных недостатков общего освещения является чрезмерная рассеянность света и неизменяемое направление основного светового потока.
Локальное освещение предназначено для освещения определенного участка помещения или какого-либо предмета, элемента интерьера. Преимущество локального освещения перед общим состоит в том, что оно позволяет приспособить световой поток для осуществления человеком каких-то функций в удобном для этого месте помещения. Продолжением данного достоинства является основной недостаток локального освещения: контрастность и значительное тенеобразование. Спектр типов осветительных приборов, применяемых для локального освещения жилых помещений, охватывает практически полную номенклатуру изделий, выпускаемых для этой цели индустрией.
Основная цель декоративного освещения - создание специальных световых эффектов или придание интерьеру особой цветовой тональности. Такое освещение используется в основном как дополнение к общему, но может и полностью брать на себя его функции. Светильники для декоративного освещения весьма специфичны по конструкции и форме. Простейшие из них представляют собой источники света определенного цвета — лампы с цветными колбами, например, или светильники с цветными плафонами. Функционально декоративное освещение осо-

бенно оправдано при использовании его в качестве ночного.
> Важное правило.
При выборе типа освещения исходите прежде всего из его функционального назначения, а не из эстетических соображений.
Кроме трех описанных функций, носящих практический характер, искусственное освещение имеет еще одну, которую всегда надо иметь в виду при его формировании: оно создает определенную психологическую атмосферу в помещении. Важно не только правильно осветить помещение, но и создать в нем правильную атмосферу — такую, которая благотворно влияет на ваше настроение, благоприятствует отдыху, любимым занятиям и работе, словом, соответствует вашему физическому и психологическому состоянию в определенный момент и в определенном месте вашего пребывания дома. Непросто охарактеризовать, что такое правильная атмосфера освещения, — она чувствуется на подсознательном уровне индивидуума и каждым из них по-разному. В общих чертах, правильная атмосфера освещения — это атмосфера, которая дает ощущение комфортности освещения в определенной домашней ситуации. Ужин при свете стоящих на столе свечей, например, или при свете близко расположенного к столу источника электрического света происходит с настроением некоей торжественности, локоя, благодушия, с большим аппетитом и располагает к большему дружелюбию к сотрапезникам. Неторопливая и свободная беседа течет непринужденнее при теплом полумраке комнаты, созданном светильником с темным плафоном. Яркий свет люстры заставит собравшихся в комнате гостей быть общительнее и веселее, а свет торшера или бра в углу комнаты намекнет на интимный ха-42
рактер вечеринки. Свет люминесцентной лампы, висящей высоко на одной из стен комнаты, навеет скуку и ощущение дискомфорта, а глубокие тени, создаваемые светом низкого напольного светильника, вызовут ощущение беспокойства и желание что-то делать. Свет от красного плафона будет «согревать», от зеленого — успокаивать, а при синем свете станет «прохладнее» душным летним вечером.
•  Возьмите на заметку.
Умелое и рациональное использование различных видов освещения — непременное условие современного высокофункционального жилища.
КОЕ-ЧТО   О ЛАМПАХ
Современная светотехника предлагает для освещения жилища, помимо традиционных ламп накаливания, лампы несколько иного принципа действия — галогенные и газоразрядные (люминесцентные).
Особенной популярностью в последнее время пользуются галогенные лампы накаливания. В них использован тот же, что и в обычных лампах накаливания, принцип действия — излучение раскаленной металлической нити в определенной среде, но именно в этой среде и состоит разница между обеими типами ламп. В обычной лампе нить накаливания находится в колбе, из которой откачан воздух, а в галогенной лампе колба наполнена инертным газом с добавлением галогенов (веществ, образующих при соединении с металлами соли, фтор, хлор, бром, йод и т. д.) или их соединений, обеспечивающих замедленное испарение тела накала. Галогенные лампы дают большую, нежели лампы накаливания, световую отдачу, лучше передают цвет и служат дольше. При одинаковой мощности све-

та, излучаемого обеими сравниваемыми типами ламп, колбы галогенных ламп меньше, что позволяет создавать светильники меньшего размера при большем разнообразии их форм и целевого назначения.
Лампы накаливания всех видов излучают теплый, приятный для глаза свет, подчеркивают красные цвета интерьера, придают освещению интимный характер. Однако они не дают рассеянного света, выделяют много тепла и потребляют много электроэнергии.
Люминесцентные лампы обладают высокой светоотдачей (в 2—4 раза выше, чем обычные лампы накаливания) и низкой теплоотдачей, равномерно рассеивают свет, спектр которого близок к дневному и хорошо воспринимается человеческим глазом. Они значительно экономичнее ламп накаливания и служат дольше их (конкуренцию по этому показателю им могут составить только галогенные лампы). Широкое применение в быту они стали находить после того, как светотехническая индустрия изыскала технические возможности для уменьшения их традиционно больших и неуклюжих  размеров.
Главным недостатком люминесцентных ламп является неадекватная действительности цветопередача. Свет ламп белого свечения придает интерьеру помещения отчужденную, мертвенно-бледную тональность, особенно неуместную для жилых помещений, значительно искажает цвета красных оттенков и цвет человеческой кожи. При свете белых люминесцентных ламп, например, не стоит просматривать цветные телевизионные передачи — цветовосприятие «картинки» будет искаженным. Лампы желтого свечения излучают более теплый свет, но их цветопередача также оставляет желать лучшего. Люминесцентные лампы функциональны для работы, так как 44
практически не дают бликов и глубоких теней. При умелом сочетании их света со светом ламп накаливания можно добиться интересного и приятного освещения помещения, подчеркнуть особенности и выразительность его интерьера. Особенно хороши люминесцентные светильники для избирательной подсветки элементов интеръера белых и близких к ним оттенков — стен, потолков, оконных занавесей — с целью создания крупного светового пятна на затемненном фоне и дополнительного освещения.
ХОРОШИЙ СВЕТИЛЬНИК   -    ХОРОШИЙ
СВЕТ
Справедливость этого утверждения вряд ли требует доказательств. Но какими принципами следует руководствоваться при выборе светильника? Главное - это точно определить его функциональные возможности. Если вы хотите, чтобы в вашем доме было правильное, целесообразное и красивое освещение, выбирайте светильник не только по его форме, а в первую очередь по тому, как он «светит».
Назначение светильника и его эстетическая ценность определяются в первую очередь конструкцией и формой его плафона, а также материалом, из которого изготовлен плафон. Именно внешний вид плафона играет для нас в большинстве случаев решающую роль при выборе светильника, в результате чего мы не принимаем во внимание его конструктивные особенности, влияющие на его функциональные свойства.
Плафоны из хрусталя и высококачественного стекла наиболее ценны в эстетическом плане. Они хорошо переносят высокую температуру и могут

быть использованы с лампами любой мощности, но отличаются высоким тепловыделением и достаточно тяжелы. Они хорошо подходят для общего и декоративного освещения. Плафоны из цветного стекла усиливают цветовое воздействие света. Для смягчения фальшивого восприятия цветовой гаммы интерьера помещения они должны быть открытыми с одной стороны для пропуска прямого света.
Хорошо смотрятся фарфоровые и керамические плафоны, однако искусственный свет искажает восприятие фактуры материала, из которого они сделаны. Надо также иметь в виду, что они довольно тяжелы и практически не пропускают свет.
Плафоны из искусственных материалов стойки к излому, легки, но чувствительны к температурному воздействию и могут использоваться только с лампами небольшой мощности. То же можно сказать и о плафонах, изготовленных с применением текстильных материалов, кожи, дерева, вощеной бумаги. Они пропускают мало света и подходят в основном для локального освещения.
Самыми практичными являются металлические плафоны: они не боятся ни температуры, ни неосторожного обращения и хорошо «управляют» светом. Однако по эстетическому восприятию они уступают плафонам, сделанным из других материалов. Впрочем, многое зависит от качества обработки их поверхностей, а современной индустрии есть что предложить. К лучшим из них относятся плафоны из медных сплавов, но они требуют особого ухода, так как со временем темнеют и теряют свой изначальный  вид.
Современные дизайнеры предлагают бесконечное количество светильников самых разнообразных по дерзости эстетической мысли форм, но по функциональному назначению. Все светильники
можно с большей или меньшей степенью условности разделить на светильники для общего, локального или декоративного освещения. Условность подобного разделения вызвана тем, что порой бывает непросто определить, для какой цели предназначен светильник — для общего, локального или декоративного освещения. Многие светильники совмещают в себе, по крайней мере, две первые функции.
По типу конструкции различаются настольные» напольные, настенные, потолочные и подвесные светильники.
По способу распределения света их можно раз-делить на светильники прямого, преломленного (рассеянного) и комбинированного света.
В светильниках прямого света световой поток идет непосредственно от источника света, усиливаясь и формируясь в пучок путем отражения от внутренней поверхности плафона. Плафоны для таких светильников изготавливаются обычно из светонепроницаемого материала — металла, пластика, дерева, кожи и др. Внутренняя поверхность плафонов покрывается светоотражающим слоем. Светильники прямого света предназначены только для локального освещения.
В светильниках комбинированного света световой поток рассеивается, преломляясь через светопроницаемый плафон замкнутой формы. Они предназначены в основном для общего освещения, хотя могут быть использованы и для локального.
Светильники распределенного света совмещают в себе способы прямого и преломленного освещения: часть излучаемого света рассеивается через плафон, часть идет прямым потоком.
Основные типы светильников представлены на рис. 4 и 5.
47
Рис. 4.     Конструктивные типы светильников: а — подвесной;          б — потолочный;
в — настенный;        г — настольный; д — напольный.
Рис.   5.    Типы  светильников  по  способу распределения света:
а — прямого; б - преломленного; в — комбинированного.
Настольные светильники (настольные лампы) используются в основном для локального освеще-48
ния рабочей зоны при работе за столом. Удобная для работы настольная лампа должна быть, во-первых, небольшой, чтобы занимать как можно меньше места на столе и над столом (самыми идеальными по этим характеристикам являются настольные лампы с винтовыми зажимами на основании стойки, предназначенными для крепления лампы к столу с торцов столешницы), во-вторых, — с отражателем, надежно скрывающим источник света, в-третьих, желательно, чтобы она была «прицельного» действия, т. е. регулируемой по высоте, углу наклона и положению отражателя в горизонтальной плоскости.
Форма и размеры отражателя настольной лампы также играют не последнюю роль для удобной работы. Самое равномерное освещение поверхности стола обеспечивают отражатели вытянутой трапецеидальной или полусферической формы. Для продолжительной и интенсивной работы за столом наиболее подходящи настольные лампы с галогенными или люминесцентными источниками света.
Приобретая настольную лампу с нерегулируемым по положению плафоном, не забудьте прикинуть, хватит ли ее прямого света для освещения необходимой зоны и достаточно ли будет места там, где вы собираетесь ее установить, чтобы вы могли перемещать ее, выбирая наилучшие условия освещения. В противном случае вам придется самому подстраивать под нее свою «дислокацию», если, например, газета не будет достаточно освещена при чтении.
В последнее время дизайнеры предлагают настольные лампы не только для освещения рабочего места, но и для зонного освещения помещения.  Такие лампы имеют привлекательный вид,
массивную стойку (часто в форме вазы) и боль-

шой плафон, широко разбрасывающий свет. Они не очень функциональны, а их удачное вписывание в интерьер комнаты во многом зависит от места размещения — об этом поговорим ниже.
При выборе напольного светильника (торшера) главное внимание следует уделить его высоте и типу плафона. Торшер с плафоном, отражающим свет вверх, оставит в тени ваш любимый уголок для чтения, а торшер, светящий вниз, может ослеплять сидящих около него людей, если он слишком высок или если лампа (лампы) находится в нем неглубоко. Модные нынче высокие торшеры с отражателями-тарелками хороши в качестве зонного освещения комнаты; излучаемый ими свет интригующе играет с интерьером, но оставляет в глубокой тени нижнюю часть комнаты, если ее потолок не гладкий и не чисто белого цвета. Наилучший эффект освещения торшеры-тарелки дают в большой комнате со светлыми стенами и белым гладким потолком. Несколько таких торшеров, размещенных в разных углах комнаты, можно использовать для общего освещения.
Для освещения зоны отдыха и проведения досуга (скажем, у мягкой мебели в общей комнате) больше подходят торшеры с плафонами, пропускающими мало света и рассеивающими его вниз. Если в такой зоне предполагается ежедневный отдых двух и более-человек, желательно, чтобы образуемый торшером световой конус охватывал всю зону, но при этом (не забывайте!) не слепил глаза. Оптимальная высота торшера в связи с этим должна быть 1,35—1,4 м, считая до нижнего края плафона. Диаметр открытой нижней части плафона должен быть 25—30 см, а лампа в нем должна быть заглублена не менее чем на 10 см. 50
Большой плюс имеют торшеры с регулируемой по высоте и углу наклона стойкой. Такие торшеры, по аналогии с настольной лампой, можно назвать «напольными лампами», подчеркивая идентичность функций обоих осветительных устройств. «Напольные лампы» удобны для освещения зон отдыха и досуга: образуемый ими световой поток можно направлять в различные места зоны, создавая в них преимущественное по яркости освещение. Представьте себе, что после ужина вы задремали в кресле, уронив на колени газету, а ваша жена хочет немного повязать, удобно устроившись на диване, и она перемещает длинную «руку» торшера в удобное для себя положение. Не правда ли, хорошо? Особенно удачно применение торшеров подобного вида в детских комнатах - ребенок, как известно, не любит сидеть в кресле, а радиус действия «стоячих рук * довольно значителен. В последнем случае существенно одно «но»: они менее устойчивы, чем торшеры с прямой стойкой, а нам с вами известно, как неосторожны бывают дети. И еще: они назойливы в интерьере своей крупной Г-образной неуклюжей формой, слишком откровенны своей практичностью в уютной обстановке зоны для отдыха. Лучше всего они вписываются в стильный деловой интерьер мягкого угла со строгой кожаной мебелью. Для жилых помещений они, пожалуй, несколько экстравагантны.
Для хорошей функциональности торшера важна еще одна деталь: расположение выключателя. Идеальное место для него — на стойке торшера. В этом случае до выключателя можно дотянуться рукой, не вставая с кресла или дивана. Удобны также выключатели с подвесной кнопкой, но они могут портить вид торшера и не очень надежны в работе.   В  отдельных случаях удобными могут

быть так называемые проходные выключатели напольного типа (ножные), вмонтированные в электрошнур, но при выборе торшера с таким выключателем надо учитывать его место — удобно ли будет пользоваться ножным выключателем.
Настенные светильники, или бра, как их еще называют (что в общем-то не одно и то же), -самый, пожалуй, популярный в последнее время вид осветительных приборов для жилых помещений. Они очень удобны для локального освещения ввиду того, что не занимают место на горизонтальных поверхностях интерьера, которых всегда не хватает в стандартном жилище, их можно разместить на любой высоте и в любом месте, в то время как торшеру, например, требуется довольно значительная площадь. Помимо этого, при удачном размещении они могут красиво «держать» стену. Осветительные «способности» у них поскромнее, чем у настольных ламп и торшеров, — главным образом, из-за приближенности к стене и неподвижности, которая и является главным недостатком этих светильников. Они «привязывают» к себе освещаемое место, а следовательно, и определенную группу мебели и требуют точного размещения на стене. Нельзя не упомянуть, что их установка на стене оставляет на ней «раны», и поэтому замена их на другие с другой схемой крепления или перемещение их в другое место всегда вызывает досаду и причиняет беспокойство, особенно если стена, на которой их надо крепить, — бетонная.
Наиболее практичны и функциональны настенные светильники с осветительным гнездом на кронштейне, название которых - бра (от французского bras — рука) — часто ассоциируется ввиду их распространенности с другими видами настенных «светил». Кстати, по этому поводу: словом 52
«бра» называются также выступающие настенные элементы декоративного убранства помещений, например, настенные вазы на кронштейнах. В последнее время становятся популярными настенные светильники-фонари в форме различных полусфер, открытых кверху. Они эффектно подсвечивают стены и сопредельное с ними пространство и целесообразны в качестве декоративного и интимного освещения комнаты, а также — для просмотра   телепередач.
Настенные светильники в большей степени относятся к элементам декора интерьера, чем какие-либо другие, и поэтому их эстетическому виду придается особое значение как дизайнерами-разработчиками, так и потребителями. Они более информативны в эстетическом плане, так как размещаются на стенах и в определенной степени являются, как и они, элементами ограждения пространства помещения, а потому они более весомы для интерьера, чем другие виды светильников. Функциональные границы настенных светильников часто размыты, и приобретаются они порой больше «для красоты», чем «для дела».
Красивая форма и цвет арматуры светильника часто не сочетаются с декором стены и интерьера в целом, а неудачное размещение светильника на стене (например, слишком низкое) сводит на нет эстетическое впечатление от него. Поэтому при выборе настенных светильников требуется большая степень функциональной и эстетической мотивации. Если в расчет берутся по преимуществу «деловые» качества бра (а именно они отличаются .наибольшей «деловитостью»), необходимо обращать внимание на конструкцию его арматуры: длина кронштейна, держащего плафон, должна быть как можно большей, а сами они — регулируемыми по углу наклона относительно вертикали.

Световой поток должен быть направлен к полу и как можно меньше рассеиваться через поверхности плафона. Идеальными в этом смысле являются светильники с металлическими или пластиковыми отражателями света, но они, по обыкновению, страдают малой эстетической ценностью форм." Если вам нужен настенный светильник для общего освещения какого-то участка комнаты или небольшого помещения, выбирайте светильник-«прилипалу» с плафоном сферической формы, крепящимся непосредственно к стене с помощью монтажных приспособлений в его основании. Светильники такого типа незаменимы в ванных и туалетных комнатах, в кладовых и в других сравнительно небольших помещениях.
Конкретных рекомендаций по выбору общей формы светильника не существует, так как это является прерогативой вкуса конкретного человека, но можно посоветовать следующее: для локального нижнего освещения наиболее пригоден абажур конической формы из плотного темного материала, для локального общего — плафон шаровидной или цилиндрической формы, обращенный своим «световым центром» в наибольшую сторону желаемого для освещения пространства; для подсветки стен, предметов (картин, часов и т. п.) подойдут непрозрачные плафоны с узкой световой щелью.
Если вы отводите большое значение эстетическим качествам настенного светильника, имейте в виду, что он должен вписаться в экстерьер той стены, на которой вы хотите его разместить, то есть — выигрышно оттенить фактуру ее отделки. Стена, оклеенная обоями с крупным и рельефным по восприятию рисунком, не лучшее для него место. Но если он все-таки необходим (не забыли еще
правило № 1?), то подбирайте для этого случая 54
светильник с крупным, не вычурной формы и с гладкой поверхностью стеклянным плафоном, отличающимся по цвету от тона обоев, но не противоречащим ему. И наоборот — для стен с мелким и светлым рисунком обоев, а также для «гладких» подойдет небольшой светильник усложненной формы и с рельефной поверхностью плафона. Неплохо смотрятся на подобных стенах светильники с абажурами из темного тканевидного материала, гладкого или с рисунком. Подумайте, сочетаются ли завитушки его арматуры или позолота со стилем вашей мебели. Прикиньте, как будет выглядеть светильник на предназначенном для него месте. Вот вам наводка: в небольших помещениях, на небольшой стене бра, особенно если оно имеет броскую форму, чересчур «выпячивается», а в больших может «потеряться» на высокой стене.
• Возьмите на заметку.
Неплохо смотрится в комнате гарнитур из подвесного и настенного светильника с идентичной формой плафонов и крепежной арматуры.
Обратите внимание на вид электрошнура светильника. Шнуры — слабое место у «настенни-ков»: на стене их невозможно спрятать, и они «ползут» по ней. Поэтому желательно, чтобы шнур был в гладкой, плоской и нетолстой изоляционной оболочке неброского цвета.
Посмотрите, как устроен выключатель светильника и где он находится. Выключатель на шнуре (проходной) удобен в пользовании, но портит стену; протирает обои и портит ее вид.
Потолочные и подвесные светильники имеют важное значение не только для правильного освещения жилого помещения, но и для эстетики его интерьера.  Обычно в расчет принимается только

последнее, и при выборе светильников обращают вниание только на их внешний вид. В результате приобретаются светильники, которые не только плохо освещают комнату, но, порой и портят ее интерьер. Покупая светильники такого типа, надо прежде всего иметь в виду, что они существенно влияют на восприятие высоты потолка: подвесные приближают его, потолочные удаляют. Знаменательны для интерьера помещения и их размеры. Крупные и массивные подвесные светильники могут мешать глазам, если их размеры не соотнесены с размерами помещения, ведь первое, что привлекает внимание при входе в комнату, — это подвесной светильник. Во многих случаях именно он является визитной карточкой комнаты. Вспомните, как часто нам приходится слышать характеристику чьего-либо жилья примерно в таком духе: «У них такая красивая люстра в зале!» Представление о красоте подвесного светильника обычно связывается с одним из главных его подтипов — люстрой. Люстра (от латинского lustro - освещаю) - это многоламповый или многоплафонный подвесной светильник с декоративной арматурой.
«Идеология» электрической люстры восходит к подвесным светильникам последних столетий до-электрической эры, когда в богатых домах для освещения больших залов использовались подвесные осветительные устройства, состоящие из множества объединенных в единую композицию подсвечников. Стилевые архитектурные направления тех времен, особенно барокко и рококо, внесли существенный вклад в традиционные формы, отголоски которых мы находим до сих пор в бронзовых завитушках, гнутых профилях и хрустальных подвесках некоторых   современных  люстр.
Несколько лет назад в большом почете были роскошные хрустальные (или «подхрустальные») 56
люстры с подвесками. У многих они и сегодня украшают квартиру. Но украшают ли действительно? Граненый хрусталь, составляющий их главный эстетический элемент, придает массивность и вычурность их формам (особенно при электрическом свете), крайне неуместным в небольших комнатах с низкими потолками. Они дают неровный, отбрасывающий множество бликов свет, который утомляет зрение, отражается такими же бликами от мебели, а просматривающиеся сквозь ажурные нити хрусталя лампы при включенном свете не только ослепляют, но и портят их внешний вид. Ко всему прочему, эти люсты имеют значительные размеры по вертикали, а посему висят низко над головой, «давят» на нас своей массивностью, усиленной игрой света.
Пришлось так безжалостно «разгромить» люстры из хрусталя не из-за нелюбви к ним или из-за предвзятого к ним отношения, а ради примера неуместного размещения подвесных светильников определенного типа в не соответствующем им стандартном интерьере небольших жилых помещений. Массивные светильники, со множеством преломляющих и отражающих свет прозрачных поверхностей, требуют много воздуха, высоких декорированных стен, потолков с лепниной, нестандартной и неполированной мебели в стиле ретро. Они должны висеть выше окон и «поддерживать» потолок, а не «падать» с него, как это происходит в большинстве случаев.
Если же вы все-таки решили купить, то не останавливайте свой выбор на больших, со множеством «стекляшек» и «стекла» люстрах. Не забывайте, что вы живете в XXI столетии и роскошь времен Людовика XIV или Наполеона Бонапарта не к лицу современному жилищу. Ему пристала другая роскошь — лаконичность и функциональ-

ность форм, что в полной мере относится и к осветительным   приборам.
Самое ценное в люстрах с точки зрения качества освещения — это наличие нескольких плафонов, дающее возможность более равномерно освещать помещение, а также регулировать яркость и направленность света. Нужно иметь в виду, что для равномерного освещения лучше, если в светильнике будет несколько ламп меньшей мощности, чем одна большой. Поэтому для комнаты площадью, например, 20 кв.м, вместо рекомендуемых в табл. 1 трех ламп мощностью по 160 Вт, лучше иметь 5 ламп по 75 Вт. Из этих соображений лучше иметь люстру с пятью небольшими плафонами, чем с тремя большими. Обращайте внимание и на размеры патронов для лампочек: зачем вам пяти рожковый светильник с большими плафонами, которые требуются для лампочек со стандартным цоколем? В современной светотехнике четко просматривается тенденция к компактности осветительных приборов массового потребления. Остановите свой выбор на патронах малого диаметра, рассчитанных на лампочки с малым цоколем. Не берите во внимание тот факт, что такие лампочки иногда нелегко найти в магазинах, — будущее за ними. Желательно также, чтобы схема подключения люстры к электросети помещения предусматривала возможность раздельного включения плафонов, например — только двух, или трех из пяти, или одного из трех. Но для этого в вашей комнате к точке подключения светильника, находящейся на потолке, должен быть подведен трехжильный двухфазный электропровод, а на стене должен быть двухкнопочный выключатель.
В небольших комнатах с потолками высотой до 2,5 м лучше работают подвесные светильники с на-58
правленным кверху световым потоком, с гладкими полупрозрачными плафонами и недлинным подвесом. Они равномерно рассеивают свет, причем эффект рассеивания усиливается отражающей способностью потолка, а сам он, подсвеченный, кажется выше.
Люстра с обращенными к полу плафонами освещает середину пола ярче, нежели остальные поверхности комнаты, — подумайте, будет ли это выигрышным элементом для вечернего интерьера. Если на полу лежит красивый ковер - пожалуй, да, а если пол покрыт светлым паркетом или линолеумом — вряд ли. Прямой свет ламп светящей вниз люстры может слепить глаза маленьким детям или вам, когда вы сидите в кресле, за обеденным столом или лежите на диване.
К тому же если в комнате стоит полированная мебель, прямой свет, попадающий на нее от светильников такого рода, отражается от нее бликами, и она кажется массивнее. Потолок в комнате при направленном вниз свете будет казаться ниже из-за тени, которую светильник непременно будет отбрасывать на него (особенно в тех случаях, когда потолок покрыт, например, отделочными плитами с рельефным рисунком).
Небольшие помещения желательно оборудовать потолочными светильниками. Если комната узкая, лучше остановить свой выбор на одно-плафонном подвесном светильнике с коротким подвесом, так как потолочный может исказить восприятие высоты помещения и визуально сузить  комнату.
Потолочные осветительные шины, предлагаемые в последнее время промышленностью и для бытового освещения, отличаются, хотя и в ущерб эстетике, высокой функциональностью. Они представляют собой линейную конструкцию в виде уз-

кого вытянутого в длину держателя, на котором смонтированы в ряд несколько небольших светильников-фонарей прямого света. В некоторых случаях в шинах предлагается чередуемое сочетание светильников с лампами накаливания (чаще — галогенными) и люминесцентных светильников. Их преимущество перед традиционными светильниками состоит в том, что они могут одновременно выполнять функции общего и локального освещения. Направляя световые потоки разных светильников шины на различные участки помещения или какой-то функциональной зоны помещения, можно добиться интересного и удобного осветительного эффекта.
В рабочем кабинете, например, один световой поток шины можно направить на стол, другой — на диван для отдыха, третий - на книжный шкаф или стеллаж с документацией.
В общей комнате шины удобно использовать для локального освещения зоны отдыха — направить, допустим, один светильник на диван, другой — на журнальный столик, захватив группу кресел вокруг него, третий — на стену, где висит картина, или на напольную вазу редкой работы.
Потолочные осветительные шины (они могут быть, кстати, и настенными) можно использовать и для освещения нежилых помещений дома — кухни, прихожей, бытовой комнаты. На кухне объектами избирательного освещения могут быть стол для приема пищи, плита, рабочий стол, мойка, настенные шкафы.
- Конечно, при всем этом надо учитывать размеры помещений и размеры шины. Для небольших помещений будет рациональна двухламповая шина, для больших — вариантов количества ламп больше, вплоть до комбинаций с люминесцентными.
Светильники в некоторых шинах могут включаться по отдельности или группами, а при совместной работе всех светильников можно добиться неплохого общего освещения комнаты с акцентированным освещением отдельных элементов ее интерьера.
Основные напутствия,   которые необходимо «иметь при себе», выбирая светильник, следующие:
*    составьте себе четкое представление, для какого типа освещения он вам нужен и где он будет размещен;
*    соотнесите размеры светильника с размерами комнаты;
*   определите способ распределения им света и убедитесь в том, что он вам подходит;
*    прикиньте примерно, какая часть помещения или рабочего места будет охвачена его световым потоком и будет ли он достаточным для ваших целей;
*    осмотрите конструкцию арматуры и соединительных элементов светильника — надежны и удобны ли в работе зажимы регулируемых стоек и плафонов;
*   проверьте, легко ли и удобно снимаются со своих гнезд плафоны потолочных и подвесных светильников, нет ли риска их повреждения при этом;
*    убедитесь в хорошей устойчивости настольных и напольных светильников и надежности и рациональности конструкции крепления настенных;
*    обратите внимание на конструкцию и работу вык-лючателей, а также их местоположение — удобно ли оно при данной конструкции;
*   оцените внешний вид и гибкость электропровода, надежность его изоляции.
ГДЕ  ПОВЕСИТЬ  ЛАМПУ?
Основная особенность освещения современного высокофункционального и удобного жилища заключается в более широком, чем ранее, использовании локального освещения. Если раньше, например, считалось достаточным при необходимости иметь в комнате, кроме общего потолочного или подвесного светильника, еще один локальный — торшер, бра или настольную лампу, то теперь считается уместным и удобным освещать специальными светильниками шкафы для книг, одежды, посуды, стеллажи для хранения вещей. Вспомните в связи с этим, давно ли мы стали подсвечивать зеркала в прихожих или в ванных комнатах? Современная тенденция освещения жилища такова, что предполагает направленным искусственное освещение практически любого его уголка, где человек может задерживаться для каких-то целей, или любого предмета домашнего обихода, с которым он имеет дело. Времена красных абажуров и круглых столов под ними ушли в прошлое вместе с принципом универсальности осветительных приборов. Если вы хотите, чтобы ваше жилище было удобным, вы должны подумать о необходимости локального искусственного освещения функциональных зон каждого его помещения.
В прихожей, например, такими зонами являются: зона перед зеркалом, столик для телефона, диван, если он там размещен, мебельная ниша для верхней одежды, антресоли. Излишне, пожалуй, будет говорить о необходимости подсветки крыльца перед основным входом в особняк. Зона перед зеркалом — наиболее ответственная по освещению часть прихожей. Оптимальное освещение для нее достигается двумя настенными светильниками, симметрично  установленными  по   бокам   зеркала

на высоте 180—200 см или одним светильником, размещаемым над верхним краем зеркала. Прихожие в квартирах — помещения, по обыкновению плохо освещаемые дневным светом, поэтому, несмотря на их обычно небольшие размеры, скупиться на установку в них светильников не стоит. Если зеркало расположено в глубине прихожей, не лишним будет бра между входной дверью и вешалкой (шкафом) для верхней одежды. Все настенные светильники должны висеть в прихожей достаточно высоко, чтобы они не мешали передвижению, а также при уборке. Для прихожей лучше использовать бра с верхним прямым светом; высвечивать не лучшее место в ней — пол — ни к чему.
Перед установкой дополнительных светильников следует подумать о возможности их удобного подключения к электросети: «гирлянды» электрошнуров на стенах, тянущиеся к одной розетке или болтающиеся по полу кабели удлинителей вряд ли украсят «визитную карточку» вашей квартиры или дома. Следовательно, надо позаботиться о монтаже еще одной-двух розеток, помимо предусмотренной по строительному проекту.
• Возьмите на заметку.
Во время приема гостей прихожая должна быть хорошо освещена, так как это придает им больше уверенности, быстрее снимает напряженность и служит неплохой увертюрой  к вечеринке.
На кухне необходимо осветить прямым светом все рабочие зоны: мойку, рабочий стол, плиту, а также стол для приема пищи, если он находится здесь. С появлением в последнее время компактных галогенных и люминесцентных светильников локальное освещение этих зон не пред-

ставляет особых проблем: светильники легко и почти незаметно вписываются под дно или непосредственно в дно навесных шкафов, под которыми находятся рабочие зоны. Если над плитой нет вытяжки, в которой обычно предусмотрена лампа для освещения рабочей зоны, не стоит размещать светильник на стене за плитой — вы замучаетесь очищать его от налета жиров и копоти. Прикрепите его ко дну ближайшего к плите навесного шкафа так, чтобы плафон светильника поворачивался в нужном направлении.
В ванной комнате необходима установка дополнительного настенного светильника (лучше — двух) с одной из сторон (в варианте с двумя светильника^ ми — с двух сторон) зеркала перед умывальником. Плафоны светильников должны быть обязательно стеклянными и герметичными для того, чтобы защищать лампы и контактные части соединительной электроарматуры от попадания влаги. При размещении плафонов постарайтесь исключить попадание на них брызг от умывальника и душа — они могут треснуть от этого, если сильно нагреты. Из этих же соображений не следует применять в светильниках мощные лампы, сильно нагревающие стекло плафонов.
Количество и тип светильников, необходимых в общей комнате, определяются, во-первых, ее размерами, во-вторых, количеством функциональных зон в ней. Безусловно необходим светильник в зоне отдыха, меблированной, обычно, диваном, двумя или более креслами и журнальным столиком. Для большой зоны более подходящим будет торшер: он мобилен и дает широкий световой круг.
В небольших комнатах настенные светильники являются хорошей альтернативой торшерам. Если в зоне отдыха только два кресла и журнальный столик, наилучшим вариантом ее освещения будет бра
комбинированного света, установленное на стене симметрично до отношению к креслам. Не помешает оно и у отдельно стоящего кресла.
Общая комната порой бывает многофункциональна, не говоря уже о тех случаях, когда она является единственной в квартире жилой комнатой. Тогда настенный светильник подойдет и для освещения письменного стола, если места для настольной лампы на нем маловато, и для изголовья спального места, если и оно предусмотрено здесь, и для обеденного стола, если в общей комнате предполагается в особых случаях прием пищи.
В больших комнатах настенные светильники могут освещать небольшую часть помещения для создания определенной атмосферы или для подсветки во время просмотра телевизионных передач. Для этого варианта предпочтительнее использовать бра, светящие вверх.
Для локального освещения места для сна, будь оно в спальне, в общей комнате или в рабочем кабинете, более удобен настенный светильник, чем настольная лампа, размещаемая на прикроватной тумбочке или столике. Настольная лампа создает, конечно, более уютный ансамбль в зоне для сна, но во-первых, занимает место на тумбочке или столике, а во-вторых, ее высоты часто бывает недостаточно, чтобы правильно освещать изголовье кровати при чтении лежа и не мешать своим светом спать одному из супругов, когда другой читает.
Рекомендации по размещению торшеров.
* Все торшеры являются разделяющим элементом интерьера и должны размещаться на оси симметрии какой-либо его части - группы мебели (например, мягкой мебели), стены или предмета ее декора (например, группы картин), напольного ковра, если он небольшого размера. Если эти условия невыполнимы, лучшим
3 Ваша квартира                                                                                                                                      
местом для торшера будет угол комнаты, угод ковра, угол дивана и т. д.
*   Торшер не должен «разрезать» объем небольшой комнаты, поэтому его необходимо приблизить к стене. В больших комнатах он может отстоять (если это функционально) от стены на расстоянии не более полуметра. В таких случаях поблизости от него не должно быть высокой корпусной мебели — шкафов, сервантов, горок и т. п.
*    Торшер не должен стоять у стены, покрытой ковром, под большой картиной на стене, перед стеллажной мебелью, рядом с высокой мебелью, позади мебели (дивана, кресла, журнального столика и т. п.), на фоне окна.
*  Для освещения больших зон в больших комнатах
используйте парный ансамбль из двух одинаковых торшеров, устанавливая их симметрично элементам интерьера — мягкой мебели, комоду, фортепьяно, большой картине на стене и т. д.
*   Помните, что торшеры требуют некоторой пространственной свободы, не должны быть тесно прижаты к мебели и выглядят эстетичнее в просторных помещениях.
Рекомендации по размещению настенных светильников.
» Оптимальная высота установки настенного светильника у кресла — 1,35 м, у кровати — 1,10 м, для общего освещения — не менее 1,50 м от уровня пола.
*    Желательно, чтобы вокруг светильника примерно в радиусе 1 метра не было никаких настенных элементов декора — картин, фотографий, вазочек, тарелок, фигурок, полочек, коллекционных предметов. В отдельных случаях размещение настенных предметов в непосредственной близости от светильника может быть эстетически оправдано при условии их группирования по принципу симметрии, с осью симметрии, проходящей через светильник. Например, с двух сторон светильника на равном удалении от него и чуть выше можно разместить две небольшие картины или две небольшие декоративные вазочки,

учитывая при этом, что чем больше эти предметы по размеру, тем дальше они должны отстоять от светильника.
*   Недопустимо размещать над светильником большие картины. Исключение: при использовании светильника в качестве подсветки картины, в этом случае он должен быть установлен непосредственно снизу картины и по ее вертикальной оси.
*   Избегайте размещения двух или более светильников на одной небольшой стене. Если такая необходимость все же есть, используйте два одинаковых светильника, устанавливайте их симметрично по отношению к вертикальной оси стены и на одной высоте.
*   Не размещайте светильник сбоку от отдельно стоящего кресла, а перед установкой его над креслом проверьте, не падает ли тень от вашей головы на колени — в этом случае он будет бесполезен при чтении или какой-либо работе сидя в кресле.
*    Перед размещением светильника между двумя креслами убедитесь, что его свет не попадает в глаза сидящим в них людям.
*   Не размещайте настенный светильник над большим диваном или софой по их поперечной оси — это некрасиво и неудобно для включения и вы-ключения светильника. Исключение можно сделать лишь для .неболыпихдвухместных диванов, предназначенных только для сидения, или для диванов-кроватей, раскладывающихся вперед.
*   Очень хорошо смотрятся светильники в простенке между окон. В этом случае даже картина над ними не создает впечатления перегруженности стены.
*   Перед размещением настенного светильника в зоне просмотра телепередач (это касается и торшеров) убедитесь в том, что его свет не отражается бликом от экрана телевизора.
Рекомендации по размещению настольных ламп.
*   Настольные лампы, используемые для локального и общего освещения комнаты, желательно размещать
67
на отдельно стоящем предмете мебели высотой не менее 80 см: столике, тумбочке или комоде. Свет от настольной лампы на рабочем столе должен падать слева и с такой высоты, чтобы он создавал минимальные тени от рук работающего за столом человека и не попадал ему при работе в глаза.