На главную О компании Наши услуги Контакты








ТРИ золотых ПРАВИЛА

Чем является жилище в физическом смысле? Замкнутым пространством определенного размера. Из каких соображений человек определяет это пространство? Из соображения соотносительности с физическими размерами своего тела - раз, и с функциями, которые он сознательно или инстинктивно намерен выполнять в этом пространстве — два. Отсюда (внимание!) - правило № 1, и главное правило, которым надо руководствоваться при устройстве своего жилища.
> Правило.
Жилище должно быть максимально функциональным.
Этому простому правилу, как показывает опыт тысячелетий, оказывается, совсем не просто следовать. Человечеству уже не однажды в своей истории приходилось переоценивать свое отношение к жилищу, пройдя путь от пещеры и землянки до замка и дворца. Тем не менее вопрос, каким должно быть идеальное жилище для человека, по-прежнему остается весьма актуальным. Это происходит потому, что отношение человека к жилищу претерпевает постоянную эволюцию, и еще потому, что эволюция эта почти всегда обусловлена изменяющимися потребностями и материальными возможностями человека. И потребности, и возможности могут быть неправильно определены и оценены, кроме того, они могут вступать в про-6
тиворечие друг с другом. Ко всему этому примешивается еще и груз определенных национальных или региональных традиций. В результате многие из нас, если не большинство, не умеют устроить свое жилище так, чтобы оно в наибольшей степени отвечало их потребностям. Организуя свое личное «замкнутое пространство», большинство людей исходит из предвзятых и преходящих представлений, диктуемых сиюминутными требованиями моды, социального вкуса и социального престижа.
Чаще всего невозможность оптимального благоустройства своего жилья люди связывают с недостатком его площади, и часто — справедливо. Но иногда, впав волей судьбы, случая или собственных амбиций в другую крайность - в избыток «личногопространства», люди бессознательно стараются поменьше находиться в нем, испытывая, по существу, тот же душевный и физиологический дискомфорт, что и обитатели тесных жилищ. Не будем вести здесь пропаганду за «рай в шалаше» — оставим это занятие поэтам. Но большинству населения мира, в том числе и нашей страны, на протяжении всей жизни приходится мириться с недостатком своей жилой площади. Главный смысл правила № 1 состоит в том, чтобы не усугубить недостаток личного «замкнутого пространства» и не свести к минимуму положительный фактор его «достатка», превратив свое жилище в выставку достижений мебельной промышленности и бытовой техники или в унылый мешок о четырех или более стенах и сделав себя, таким образом, приложением к нему.
К сожалению, так уж устроен пока наш мир, что многие из нас не могут по тем или иным причинам быть полностью свободными в выборе качественных или физических параметров своего жилья, но даже те, кто может позволить себе это, часто делают неправильный выбор. Но и в том, и в другом случаях постулат о том, что жилище — для человека, а не наоборот, должен быть определяющим для максимального приспособления его в конкретном пространстве для конкретного человека или группы людей.
Все в жилище — от порога, стен и крыши до стула, кружки и картины на стене — должно максимально работать на человека, проживающего в нем. Это значит, что оно прежде всего должно быть функционально и по возможности более полно отвечать физиологическим и духовным потребностям человека, т. е. все в нем должно быть целесообразно. Нарушая этот главный принцип жилища, мы идем против основного закона природы, который лежит в основе ее самоорганизации - закона целесообразности. Человек как часть природы также инстинктивно целесообразен. Заметьте, как не любим мы ходить по геометрически спланированным (в угоду эстетике) пешеходным дорожкам: инстинктивно мы стараемся выбрать кратчайший путь и нарушаем прямоугольную святость, прокладывая тропы через газон. В нашем личном жилище, которому мы доверяем свое тело и душу, не должно быть никакой святости, кроме святости целесообразности.
Даже временное и нелюбимое, оно является в определенный отрезок жизни человека его второй оболочкой, причем - не только физической, материальной, ко и в некотором смысле - духовной.
Великий французский писатель и умозрительный психолог Оноре де Бальзак сравнивал жилище с костюмом. Вполне справедливое сравнение, пожалуй. В плохо «скроенном», тесном, неудобном и некрасивом жилье, как и в плохо сшитом и непривлекательном в силу этого костюме человек не может 8
чувствовать себя в своей тарелке. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов известное нам положение, что по костюму можно в известной степени составить представление о человеке, его носящем.
Полагаю, что не стоит больше убеждать вас в том, что формировать свою жилищную «оболочку» следует таким образом, чтобы в ней было удобно делать все, для чего вы ее предназначаете. Может быть, вам покажется наивным выражение предназначаете (понятно, для чего предназначен дом, — для сна, отдыха, приема нищи, как убежище от внешней суеты и непогоды), но именно четким осознанием ваших потребностей, увязанных с вашими материальными, физиологическими и духовными возможностями, а также с обстоятельствами вашей жизни и должно определяться (вами же), для чего должно быть предназначено ваше жилище.
Ну, например, для сна. Спать — дело святое. И где же еще спать, как не дома? Но спать как? На полу или на кровати? На диване или на кушетке? На перине или на жестком матраце? В отдельном помещении или где-нибудь в углу? Спать, чтобы спать, или спать, чтобы работать? Головой к стене, двери или к окну? Только ночью или днем тоже? В тепле или прохладе? В тишине или неважно? Просыпаться при свете дня (солнца) или в темноте? Засыпать с книгой, под звуки музыки, при просмотре телепередач или только положив голову на подушку? Вот вам примерный, а потому неполный перечень к вопросу о ваших возможных требованиях к организации, например, сна.
Для приема пищи жилье, конечно, тоже должно предназначаться. Но опять-таки: как, что и где? По полной программе и только дома, или дома — только легкий завтрак и чай перед сном? Будете ли вы дома заниматься каким-либо трудом? А может быть,вообще не собираетесь делать в нем какую-либо работу и у вас есть служанка? Kair вы любите отдыхать: лежа, сидя? Глядя в потолок, в окно, в книгу, на экран телевизора или на горящие поленья камина? Слушая радио или лепет своих детей? Беседуя с женой или с престарелыми родителями? А где вы будете курить, если курите, или пить, если любите пропустить вечером бокал пива, вина или рюмку напитка покрепче? Будете ли вы делать гимнастику по утрам, и если да, то где: дома или вне его? Любите ли вы погреться в ванне или предпочитаете душ? А может быть, вы собираетесь завести собаку? И вообще, что вы еще намерены или хотели бы делать дома?
А ваши домочадцы? Учли ли вы их интересы, потребности, наклонности и вкусы? Состояние их здоровья, физиологические особенности, возраст? Где и во что будут играть ваши дети, удобно ли им будет заниматься учебой? А где ваша жена, если она у вас есть, будет красить губы и пудрить нос? А вы, жена, подумали ли вы о любимом «газетном» кресле для мужа? А о любимой кружке для сына?
Этот список можно (и нужно) продолжать бесконечно, когда вы определяете функциональное предназначение своего дома и хотите, чтобы он был удобен для вас и всех остальных его жителей. Нельзя объять все возможные требования к жилищу, которые может и должен предъявлять каждый хозяин. Главное — не размер списка, а его содержание, увязанное с характером, привычками, физиологическими и духовными особенностями обитателей жилища. Я так долго утомлял ваше внимание сиюминутно пришедшими в голову вопросами «где?» и «как?» лишь для того, чтобы показать, насколько вдумчиво следует относиться к обустройству своего жилья, отталкиваясь от простейшей, на первый взгляд, формулы: «жилье -для человека, а не человек — для жилья». 10
По существу, все принципы обустройства жилища, под которыми подразумевается оформление его интерьера, «начинение» его бытовым оборудованием и мебелью, придание ему цветовой гаммы и тональности, отделка элементами украшения и стиля и т. д., вытекают из этой формулы-аксиомы. Она применима даже в том случае, точнее — тем более в том случае (что очень актуально для нас), если жилище крайне ограничено по площади с точки зрения современных общепринятых норм.
Вопрос о том, выполнение каких ваших жизненных функций должно обеспечивать ваше жилище, не подлежит обсуждению в свете оговоренного выше принципа решения его индивидуально, но для раскрытия темы функциональности жилища необходим их примерный типовой перечень, который мог бы высветить основные возможные составляющие вашей жизнедеятельности в нем. Это функции:
*  сна;
*    приема пищи;
*    выполнения гигиенических процедур;
*    уборки и содержания помещений;
*    приготовления пищи;
*   отдыха;
*     выполнения супружеских обязанностей;
*   воспитания детей и ухода за ними;
*    ухода за престарелыми и больными;
*    выполнения учебных занятий, профессиональной работы или занятий по увлечениям;
*    хранения предметов;
*    общения и получения информации (коммуникативная функция).
-л- -л- -л-
¦ При любых обстоятельствах (так уж устроен человек!) у любого дома (особняка, квартиры или комнаты) должен быть, помимо функциональное-
11
ти> еще один непременный аспект — эстетичность, который проявляется в определенной форме и который, в отличие от первого, связан с нашим восприятием и более индивидуален, более личностей, так как направлен в большей степени на духовные, а не физиологические потребности человека. А где же, как не в жилище, можно окружить себя красивыми формами? И вот здесь функ- , циональность подстерегает главная опасность — подчинение ее форме. Лозунг известного американского архитектора Салливана «Форма должна следовать за функцией» как нельзя более справедлив, особенно для нашего жилища. Отсюда (запоминайте!) - правило.
>  Правило.
Эстетика жилища  не должна доминировать  над его  функциональностью.
Другими словами, жилище должно быть прежде всего максимально функционально, то есть удобно, практично, рационально — называйте, как хотите, а потом уже — красиво. Или так: все, из чего состоит жилище, и все, что в нем находится, должно быть удобным и практичным (функциональным) и только при этом условии облечено в красивую, по вашим понятиям, форму. Красивое, но неудобное, непрактичное и нерациональное, или попросту — ненужное, не должно быть в вашем доме. Красивый, но неудобный стул будет радовать ваш глаз, но не ваше тело, и место ему — в галерее искусств, но не в вашем доме. Красивая, но неудобная кровать в лучшем случае не даст вам выспаться, а в худшем — испортит ваш позвоночник. Конечно, идеальным является сочетание удобства и красоты, но если уж вам приходится делать выбор между ними, то следует остановиться на удоб-12
стве, которое в определенной степени может компенсировать недостаток красоты. Прежде чем, например, затевать устройство дорогого покрытия для пола, скажем, цветного паркета из драгоценных пород дерева, подумайте о том, будут ли у вас время, силы и средства на его содержание. А перед покупкой шикарной хрустальной люстры с подвесками убедитесь в ее способности обеспечить правильное освещение того помещения, для которого вы ее приобретаете, а также в том, что свет ее лампочек не будет резать вам глаза.
• Возьмите на заметку.
Лозунг «Красиво все, что удобно» как нельзя более применим не только для одежды, но и для жилища и может послужить для вас неплохим утешением, если .вы не в состоянии идеально совместить в нем удобство и красоту.
Сочетание надлежащей эстетики и функциональности распространяется и на такие, казалось бы, непрактичные в грубом смысле вещи, как картины, скульптуры, вазы, настенные изделия из текстиля, всевозможные фигуры, фигурки и статуэтки и прочие произведения, которыми человек издавна стремился украсить свой дом. Не имея чисто практического значения для обитателей дома, они, тем не менее, могут выполнять функцию удовлетворения присущей человеку непреходящей потребности в эстетическом наслаждении, сглаживать недостатки интерьера комнаты и отдельных предметов в ней, придавать ей уют, определенную цветовую тональность и создавать у находящихся в ней людей определенный настрой, напоминать о каких-то событиях и так далее. Кроме того, многие из этих вещей могут работать на имидж хозяев дома.
Если хозяин - страстный коллекционер, он может разместить свою коллекцию или часть ее где-нибудь на стене или на видном месте за стеклами корпусной мебели, чтобы подчеркнуть свою неординарность и лишний раз полюбоваться своим сокровищем. Обладатель диплома Кембриджского университета может повесить его в красивой рамке на стену, если считает нужным выделить свой образовательный  статус.
В любом случае, решая вопрос о необходимости той или иной вещи в доме, будь то стул, пуфик, напольные часы с боем, бюст Наполеона или картина, следует подумать о ее функциональном соответствии вашему жилищу в целом и тому месту, где она будет размещена, и о том, какую роль она должна выполнять. Картина больших размеров, какая бы выдающаяся по мастерству исполнения и сюжету она ни была, не выполнит своей эстетической функции, если будет висеть в тесной прихожей, диплом об окончании Кембриджа вызовет насмешливую улыбку, а не уважение, если будет висеть в кухне, а современная шикарная ваза будет выглядеть нелепо на потертом, старом пианино.
¦***
Специфика каждого жилища определяется не только уровнями его функциональности и эстетики, но и его параметрами — общими размерами и размерами отдельных его помещений, их количеством, характером освещенности, степенью защиты от климатических условий данной местности и внешней среды, качеством строительных материалов, из которых оно сделано, качеством и техническим уровнем его инженерного оборудования и т. д. Поэтому при обустройстве дома, квартиры или отдельной комнаты необходимо помнить, что их функциональность и эстетичность опосредованно зависят от перечисленных факторов и находятся с ними во взаимовлияющей связи. В самом деле - удобный, красивый, большой и роскошный диван, например, может выглядеть некрасивым в комнате, в которой он будет занимать половину площади, а его замечательные свойства создавать вам комфорт будут омрачены неудобным подходом к нему или тем, что, сидя на нем, вы будете мешать проходу ваших домочадцев или гостей. Богато инкрустированная столешница журнального столика предполагает, что она не должна быть постоянно завалена газетами и журналами или нитками для вязания, убирать которые вам не всегда достает желания и времени, а специальной полочки для подобных вещей у столика нет. Громоздкая стиральная супермашина в ванной комнате может мешать вам умываться. Богатый ковер на всю стену в небольшой и плохо освещенной комнате будет давить на вас своей тяжестью и к тому же «сблизит» между собой стены, а крупный красивый сам по себе рисунок ткана оконных занавесей, который вам так понравился в магазине, не будет гармонировать с цветом и рисунком ваших дорогих обоев, а большой, современный по «начинке», со множеством ящиков и шкафов кухонный гарнитур может быть неудобен для вашей кухни по той простой причине, что в ней негде будет повернуться.
Вывод: журнальному столику со столешницей в виде произведения искусства не место в вашем уголке для отдыха, стиральному, хотя и удобному, монстру - в вашей ванной, богатому ковру - в небольшой, с недостаточным освещением комнате, а для вашей кухни надо подобрать гарнитур попроще и поменьше.
Таким образом,'выводим еще одно важное правило, которому вы всегда должны следовать, предпринимая какие-либо шаги по благоустройству своего жилья.
> Правило.
Параметры необходимых вам вещей должны быть соотнесены с параметрами вашего жилища.
Здесь я должен пояснить, что под параметрами предполагаются не только размеры, но и форма, качество и структура материала, а также цвет и функциональное назначение предметов, определяющих в своей совокупности образ жилища.
• Возьмите на заметку,
Приведенные в данной главе три основные правила регламентируют любые приемы формирования жилища, и если вы знаете, как применить эти правила на практике, вы можете не утруждать себя дальнейшим чтением этой книги и закончить на этом знакомство с принципами оптимального благоустройства своего дома. Но если вам все же надо Знать, как лучше и точнее использовать их, советую продолжить чтение, и еы научитесь не только этому, но и оформите свой вкус в рамки закономерностей человеческой природы.