На главную О компании Наши услуги Контакты








В ОБОЙМЕ ПРОСТРАНСТВА

Поскольку мы договорились о том, что жилище в одном из своих аспектов представляет собой замкнутое пространство, нам важно знать принципы восприятия пространства человеком. Первое, что следует помнить, — это то, что восприятие пространства сугубо относительно и зависит от многих факторов, главным из которых являются физиологические особенности человека вообще и особенности мироощущения конкретного человека в частности..
 Природа бесконечна, но в то же время стремится к законченности принимаемых ею форм. Так и человек: стремится объять необъятное, но не может обходиться без замкнутого пространства — только в нем он чувствует себя более или менее уютно. Вопрос о том, в каком пространстве человек чувствует себя наиболее уютно, некорректен, так как ответ на него зависит от того, какой конкретно человек имеется в виду: кельтский воин или римский патриций, средневековый горожанин или кочевник-монгол времен Чингиз-хана, русский крестьянин или французский дворянин эпохи абсолютизма, житель Кении или Соединенных Штатов? Так, богатые древние греки и римляне предпочитали жить в залах высотой в несколько человеческих ростов, а японский самурай превосходно чувствовал себя в комнате, до границ которой, находясь в ее центре, можно было достать мечом.
Приходилось ли вам бывать в пустом складском здании, между стен которого можно устраивать соревнования по бегу? Или в Исаакиевском соборе в Петербурге, самая верхняя точка потолка которого парит над вами на высоте около ста метров? Не испытывали ли вы в них чувства какой-то неловкости, незащищенности и рефлективного желания прижаться к стене? Древние греки и римляне, при всей их любви к огромным пространствам храмов и палаццо, придумывали, тем не менее, всяческие архитектурные уловки для визуального уменьшения их внутренних объемов — колонны, утопленные в стены (пилястры), «приставленные» к ним или отстоящие от них на определенном расстоянии, всевозможные объемные украшения на стенах и потолках — барельефы, карнизы, плафоны, орнамент, отделка стен темными материалами и т. д. А приходилось ли вам бывать в монгольской или казахской юрте? Если да, не припомните ли какое-нибудь еще желание, возникшее у вас после того, как вы туда вошли, кроме желания немедленно сесть на пол или лечь, чтобы хоть таким иллюзорным способом увеличить пространство вокруг себя? Знакомо ли вам гнетущее впечатление от пребывания в комнате без окна?
Многовековой опыт проживания человека в замкнутом пространстве говорит о том, что оно обладает свойством психологического воздействия на человека и в сочетании со своим интерьером в определенной степени формирует его как личность. Замкнутое пространство может «давить», приятно обволакивать, возбуждать, умиротворять, приводить в уныние, вызывать чувство необъяснимой неуверенности и даже — страха.
'Большое помещение способствует деятельному поведению человека, желанию двигаться и общать-18
ся с другими людьми, громко говорить, петь, танцевать, словом — совершать нечто. Движения души и тела в нем свободнее. Оно рассеивает внимание и активизирует абстрактное мышление. Недаром древние греки и римляне так любили большие пространства, недаром их любят и теперь самые деятельные народы. Однако они усиливают чувство одиночества, в них труднее оставаться наедине с собой и сосредоточиться. Большие пространства мало пригодны для сна и отдыха, так как не способствуют расслаблению и в меньшей степени создают ощущение уюта и защищенности. Они бес-' покойны — в них больше движения воздуха и игры света, они активны, одним словом. Поэтому кровати в больших спальнях были с балдахинами - человеку неуютно спать в большом объеме.
Иное дело — малые пространства. Они более пригодны для жилья в физиологическом смысле этого слова, т. е. для сна, отдыха, приема пищи. Они спокойнее, уютнее, в них легче расслабиться, они более конкретны, более личностны и более «доверительны». Они плотнее обволакивают человека, их «мягкость» или «жесткость», «легкость» или «тяжесть» более ощутимы, и при слишком малых размерах они могут угнетать человека. Не случайно одним из способов наказания человека является содержание его в тесном помещении.
Восприятие замкнутого пространства зависит не только от особенностей психики человека, но и от его физиологических особенностей, а именно -от специфики восприятия этих границ человеческим глазом. А глаз человека устроен так, что угол его поля зрения, в пределах которого человек может воспринимать предмет как единое целое, не превышает 45 градусов. Нам удобно воспринимать окружающие нас предметы, в том числе и границы закрытого помещения, одним взглядом,
а это возможно только на определенном расстоянии от предмета, которое зависит от его размеров.
Оптимальным для восприятия предметов считается расстояние, равное двойному наибольшему линейному размеру этого предмета. В этом случае наш взгляд охватывает его сразу, не «шаря» по нему 45-градусным лучом своего зрения и не отвлекаясь на восприятие окружающей ситуации, что позволяет нам составить полное представление о форме предмета и его характерных деталях.
Предметы, находящиеся от нас на расстоянии, при котором они не вмещаются в наше поле зрения (тесное помещение), «давят» на нашу психику своей невоспринимаемостью одним взглядом, а находящиеся слишком далеко — вызывают желание приблизиться к ним, чтобы четче видеть их в целом. Нам неудобно видеть только незначительную часть стены, потолка или пола, что происходит в тесных помещениях, равно как и неудобно видеть всю стену или потолок сразу, не различая подробностей, из которых они состоят. В последнем случае мы видим не только эту стену или этот потолок, но и элементы, их окружающие, то есть в данной ситуации — часть соседних стен. Такое восприятие возможно на расстоянии, превышающем наибольший размер предмета (в нашем примере — ширину или высоту стены или ширину или длину потолка) не менее чем в три раза (можете представить себе, в каких по объему помещениях это возможно). В поле нашего зрения возникает перспективная видимость стены или потолка, и они кажутся нам удаленнее, а ограничиваемое ими пространство — больше, чем на самом деле.
Вторым по значению  фактором воздействия
замкнутого пространства на человека является сте
пень его «прозрачности» или «тяжести», зависящая от материалов, из которых сделаны образующие его составляющие. Так, стены из массивного темного камня более «непрозрачные» и «тяжелые», чем из белого мрамора, и еще более — чем из дерева или тростника. Стены из необработанных бревен выглядят массивнее, чем из тесаных, а отделанные досками — легче и прозрачнее, чем последние, но тяжелее, чем оштукатуренные.
Если для выполнения каких-то функций человек нуждается в большом помещении, он придает материалу его ограждений крупную фактуру в виде, например, выступающих конструктивных или чисто декоративных элементов, или обрабатывает их особым отделочным материалом грубой структуры, или просто окрашивает в темные тона. «Обработанные» таким образом стены, потолки и полы более четко воспринимаются человеческим глазом на больших расстояниях такого помещения и визуально приближаются к смотрящему. Стены из неотесанного камня или из неоштукатуренного кирпича более уместны в больших, нежели в малых пространствах. В тесном пространстве границы, или, как говорят архитекторы, ограждения, напротив нуждаются в иллюзии отдаления от находящегося в нем человека и поэтому должны быть ровными, гладкими и светлыми. Недаром отделке потолка - самому больному месту небольших по высоте помещений - всегда придается светлый тон.
В связи с последним аргументом упомянем еще один фактор, играющий важную роль в восприятии пространства, — цветовую тональность его границ. Не принимая пока во внимание особенности психофизиологического влияния цвета на человека - об этом мы поговорим ниже, — напомним, что темное приближает, а светлое удаляет предметы. Замечал
ли кто-нибудь из вас, что ночью неосвещенная улица кажется уже, чем днем, а дома на ней — не такими большими, как при дневном свете.
По фрагментам рис. 1, на которых изображено одно и то же по размеру помещение, вы можете убедиться в том, какую роль в восприятии его размеров играет тональность цвета стен, пола и потолка.
Рис. 1. Влияние тональности цвета на размеры помещения:
а — темный цвет потолка и пола делает помещение шире и ниже;
б — темные стены «сближаются» и в сочетании со светлыми полом и потолком увеличивают помещение по высоте;
в — одна темная стена укорачивает и приближает все остальные площади помещения к смотрящему;
г — темная, поперечная взгляду стена с темными потолком и полом расширяет помещение.
Восприятие объема замкнутого пространства зависит не только от фактуры и цвета его огражде-22
ний, но и от характера и степени их освещенности. Яркое и равномерное освещение помещения делает его просторнее, слабое и избирательное сгущает цвет и визуально уменьшает пространство. Комната в полумраке всегда выглядит меньше, чем ярко освещенная.
И наконец — форма замкнутого пространства. Наиболее спокойно и уверенно человек чувствует себя в прямоугольном пространстве. Правильные и четкие углы и линии придают помещению лаконичность, простоту и логическую ясность. Выражения типа «сидеть в четырех стенах», «ходить из угла в угол», равно как и противоположное им по смыслу «идти на все четыре стороны*, характеризуют привычное для нас понимание пространства. Пространство «о четырех стенах» - самое спокойное, но и самое скучное и невыразительное: взгляд скользит по его границам не задерживаясь. Значительно динамичнее выглядит помещение с большим, чем четыре, числом стен и соответственно углов. Ниша или выступ в стене уже о чем-то «говорят» вам; по крайней мере, наводят вас на размышления об их предназначении и, кроме того, обладают свойством расширять (ниша) или уменьшать (выступ) помещение.
«Круглые» пространства более монотонны, чем пространства «о четырех углах», и кажутся теснее «ломаных». Они абстрактны и неназойливы, но мы постоянно ощущаем их обволакивающий эффект. Выражения «в тесном кругу», «в замкнутом кругу» говорят о том, что самым «замкнутым» может быть только круглое пространство. В таком помещении, особенно в большом, мы чувствуем себя неуверенно, так как в нем затрудняется наш постоянный рефлективный психофизиологический процесс автоматически ориентироваться в пространстве.
 «Ломаные* пространства динамичнее «круглых». Множество стен и углов в помещении вызывает беспокойство, хотя выглядит оно от этого веселее. Симметричное расположение элементов ограждения пространства успокаивает, несимметричное (покатые потолки и стены) интригует, но может быть уютным при удачном сочетании и расположении отдельных деталей. Самыми выразительными элементами «неправильного» замкнутого пространства являются сводчатые стены и купольные потолки — они придают ему значительность и обладают «магнетизмом» для взгляда человека. Однако они «активны» и слишком торжественны, например, для интимных помещений.
Кроме зрительных ощущений, "форма пространства влияет и на слуховые, причем, в отличие от первых, - в более безотносительной степени. С этим свойством связаны законы распространения и отражения звука, которые мы по понятным причинам не будем здесь «распространять» и «отражать». Отметим только, что в помещениях с гладкими, ровными стенами и потолками сила звука выше, чем в помещениях с неровными, рельефными или ломанными в разных направлениях стенами.
Подводя итог сказанному, сделаем основные выводы.
Восприятие замкнутого пространства зависит от следующих  факторов:
*    привычных представлений, связанных с нашими социальными, культурными и этническими особенностями;
*    его размеров: пространство, кажущееся нам большим, вызывает чувства неуверенности и незащищенности, беспокойства и возбуждения, рассеивает наше внимание и провоцирует усталость; пространство, кажущееся нам тесным, «давит» на нас, вызывает чувства стесненности движений, несвободы, понижает тонус и желание двигаться;
¦   материала составляющих его элементов (в жилом помещении это стены, пол и потолок): стекло (даже непрозрачное) зрительно «легче» пластика, пластик -ткани, ткань — дерева, дерево — металла, металл — камня. Следовательно, применение различных материалов способно увеличить или уменьшить визуальный объем помещения;
¦   фактуры поверхностей его границ: шероховатые, неровные, рельефные, декорированные изображениями и отдельными выпуклыми элементами поверхности «сжимают» его, а гладкие, лишенные швов и элементов декора, «расширяют»;
¦   тональности его цветового оформления: стены, полы и потолки темных тонов «сгущают» пространство, а светлых — «разряжают»;
¦   степени его освещенности: чем ярче освещение, тем просторнее кажется помещение;
¦   его формы: простая, «четырехстенная» форма в наибольшей степени соответствует стремлению человека придать пространству четкие границы для удобного ориентирования в нем